Дом по средствам. А не в кредит...

Эти вопросы поднимаются на Витебщине часто и на самых различных уровнях. Однако, по большому счету, проблема не снимается: она то и дело обостряется то в одном, то в другом регионе. Меры по облагораживанию земли, на которой мы живем, которая нас кормит, конечно, предпринимаются, но...

Как сберечь нашу землю? Как сделать золотым правилом любого трудового коллектива, всех жителей городов и весей нашей страны постоянное поддержание порядка на территориях предприятий и организаций, родных улиц и дворов?

Эти вопросы поднимаются на Витебщине часто и на самых различных уровнях. Однако, по большому счету, проблема не снимается: она то и дело обостряется то в одном, то в другом регионе. Меры по облагораживанию земли, на которой мы живем, которая нас кормит, конечно, предпринимаются, но...

Только в этом году в сельхозорганизациях Придвинья выявили 175,9 гектара неиспользуемых, потенциально плодородных, пустующих, заросших сорняками земель, которые вовлечены наконец в сельхозоборот. После сноса 152 непригодных и неэксплуатируемых животноводческих и других помещений сельхозорганизаций освободилось 35,83 гектара, из которых 18,9 га рекультивировано и вовлечено под луговые земли, а на площади 16,93 гектара проведена планировка поверхности.

Увы, не всегда и не все поступают так добросовестно в отношении земли-матушки. Дома сносятся, а фундаменты с печами устрашающе возвышаются над пустырями, на участках не выкорчевываются плодовые деревья, а после оказывается, что по документам дома нет, вовлечь в оборот участок нельзя. Стоят эти участки и зарастают бурьяном в некоторых деревнях, а ведь на их месте могли бы возвести новые дома для молодых семей. Кстати, на Верхнедвинщине, Глубоччине, например, именно так и поступают.

С момента, когда началась активная работа по сносу бесхозных построек, их ликвидировано свыше 1500, плюс — 4443 бросовых жилых дома.

Интересный факт: более 40 процентов этих зданий снесено непосредственно подразделениями МЧС. И все же сегодня в области в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям на учете состоит 790 бесхозных строений. Нередки случаи, когда в подобных строениях случаются пожары и гибель людей. Не составляет труда практически в любом районе Придвинья найти даже зияющие пустыми глазницами сельские многоэтажки. И это — при развернутой программе строительства новых домов, средства на которые изыскивать не так-то просто.

Почему так происходит? Как я выяснила, пустующие 2—3-этажные здания числятся на балансе сельхозпредприятий или фермерских хозяйств и стоят больших денег, а потому сровнять их с землей — значит, получить существенную прореху в бюджете владельца. Большинство из построек довольно крепкие, вполне могли бы послужить не один десяток лет новым хозяевам. Но восстанавливать их — хлопотно и, опять же, дорого. Сельчане, как и горожане, пристрастились к комфортному жилью, предпочитают просторный коттедж с паровым отоплением в квартире, где отопительная система разрушена, водопровод и канализация тоже. Кто и когда их возродит?

Куда проще, считают многие молодые семьи, переехать в тот агрогородок, где предоставят современное жилье и работу. Не секрет ведь, что кое-кто кочует так из одного хозяйства в другое, по 3—4 раза меняя жилплощадь и прописку. А дома основательной советской постройки остаются невостребованными. Тем временем сумасшедшие по нынешним временам средства на новые выкачиваются если не из бюджета, то из банков, рассчитываться за кредиты с которыми большинству сельхозорганизаций порой немыслимо. Нередко приходится слышать реплики сельских аксакалов: может, мировой кризис заставит и наших людей трезво посмотреть на вещи и жить по средствам? Добрый хозяин крепкую и надежную вещь не выбросит, а даст ей вторую жизнь. Пустующие многоэтажки этого тоже достойны. Пока на селе есть нуждающиеся в жилье, стоит об этом подумать...

Светлана ЗАЛЕССКАЯ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter