Дом на Вишневой улице

Как-то Галине приснился сон. Навстречу ей медведица вела двух мальчишек и девочку… "Будешь растить чужих детей" - сказали ей на работе.

В декабре девяносто первого Галине приснился сон. В родной деревне на Могилевщине она шла к  месту, где, по преданию, когда-то стояла церковь. А навстречу ей большая бурая медведица вела двух мальчишек и девочку…

На работе Гале сказали: 

— Будешь растить чужих детей. 

— Да где мне, — отмахнулась она, — своих бы поднять! 

Через месяц поехала навестить родителей. И вернулась домой с тремя племянниками, заброшенными детьми своей сестры, лишенной родительских прав. 

Три  дня в разных углах однокомнатной квартиры плакали Галя с дочкой и перепуганные племянники. А потом десятилетний сын Галины как-то совершенно по-взрослому сказал: 

— Ну что,  женщины, хватит реветь, беритесь за дело! 

К вечеру третьего дня, когда накормленные и обласканные племянники мирно уснули, Галя поняла, что ее судьба определена. Так оно и вышло. Проблем, трудностей и слез с тех пор было еще немало. Но больше ни разу ее не оставляло чувство: в жизни все происходит правильно… 

Сегодня Галина Ивановна Снопко – воспитатель семейного детского дома, в котором живут девять мальчишек и девчонок. Но словом «воспитатель» ее называют лишь в официальных бумагах. Для детей она – мама, самый родной и любимый человек на земле. А все они вместе – большая, счастливая семья, в которой каждый друг за друга горой. День в этом доме начинается и заканчивается ласковыми поцелуями. 

Самым младшим – Шурочке и Ване — недавно исполнилось восемь, старшей – красавице Лене – восемнадцать. И, конечно, как в самой обычной семье, дети уже со многими делами справляются сами. Пройтись по двухуровневой квартире с тряпкой и пылесосом, начистить ведро картошки – без проблем. И Галина Ивановна теперь выкраивает время для утренней пробежки по парку, десятиминутной зарядки, обливания холодной водой, даже для просмотра любимого сериала. 

А ведь еще пару лет назад все ее время было расписано по секундам. Малыши, которых она взяла из Дома ребенка,  пристрастились засыпать на руках, часто просыпались ночью. Желудки детей то и дело давали сбой: бывало, одной съеденной конфетки хватало для экстренного вызова врача. 

И все же Галина чувствовала себя счастливой. 

— У женщин бывает разное предназначенье, — убеждена она. – Я – мать, в этом моя судьба и радость. И дети, все девять, для меня родные. 

В каждом из них – своя «изюминка». Двенадцатилетний Вова, к примеру, шьет замечательные мягкие игрушки (от фабричных почти не отличишь), мастерит грациозных белых лебедей из обычной бумаги. Его поделками украшен весь дом. Пятнадцатилетняя Танечка – умница, учится лучше всех и  увлекается спортом. Любят штангу и Вова, и маленький Ваня, и старшие – Валера и Лена. Все они воспитанники тренера ДФСО «Динамо» Виталия Стреля, который, однажды случайно попав в дом Снопко, взял ребят под свою опеку. 

Вика и Виталий  занимаются дзюдо. А миниатюрная Шура – художественной гимнастикой. 

— Здоровый образ жизни — наше общее увлечение, — говорит Галина Ивановна. – Спорт спасает детей от многих уличных соблазнов. И я всем родителям советую отправлять своих чад в секции и спортивные клубы. Здоровье окрепнет, закалится характер, появятся выдержка, упорство – необходимые в жизни качества. 

Обитатели большого теплого дома на улице Вишневой в Гродно очень благодарны городским властям. Представители горисполкома во главе с мэром Александром Антоненко бывают здесь часто, и всегда – с подарками. В последний раз в память о своем визите оставили семье  цветной телевизор с плоским экраном. 

К встрече гостей Галина Ивановна всегда печет большой торт, который гости тактично оставляют для детей-сладко­ежек. 

А накануне Нового 2006 года в доме на Вишневой появились новые гости – сотрудники Гродненской региональной таможни. Привезли сладости, фрукты и комплекты постельного белья. 

А совсем недавно ребятишкам подарили велосипеды.  Дети о них так мечтали! 

Велосипеды не новые. К ним еще нужно приложить руки. Но маленьким непоседам все невтерпеж. Пока мы беседовали с Галиной, в полуоткрытую дверь то и дело заглядывали мальчишки: 

— Мама, ну можно велосипед? 

Галина Ивановна была непреклонна: день-другой придется потерпеть. 

Мама улыбалась и кивала просителям в сторону кухни: 

— Там сегодня вкуснятина! Идите, поешьте... 

Вкуснятиной оказались драники с запеченными внутри кусочками тушеного мяса. Пальчики оближешь! 

«Так вкусно, как ты, мамочка, никто не готовит,  — благодарно говорят дети в этом уютном доме. – Ты самая лучшая мама на свете!» 

Авторитетное мнение

— В области действуют два детских дома семейного типа, и эта форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на наш взгляд, одна из лучших, – считает заместитель председателя Гродненского облисполкома, председатель комиссии по делам несовершеннолетних Мария Бирюкова. – В таких условиях дети не только получают возможность социальной адаптации и навыки жизни в кругу близких, но и ту  любовь и заботу, которая обычно связывает родных. Это очень важно с точки зрения психологии, чтобы в будущем создать собственную здоровую, полноценную семью. 

Приоритетным же направлением в вопросе устройства детей-сирот и социальных сирот мы считаем возвращение их в биологические семьи во всех случаях, когда это возможно в интересах ребенка. Нередко родители, оступившись, начинают осознавать, что могут разрушить не только собственную жизнь, но и  будущее своих детей, и это становится для них мощным стимулом к исправлению. 

Такой шанс есть у многих. Сейчас в области действуют восемнадцать социально-педагогических приютов и двенадцать социально-педагогических центров, куда дети помещаются на срок до шести месяцев. Если за это время родители доказывают, что способны создать нормальные условия для жизни своих детей, дети возвращаются в семьи. В 2005 году такой шанс использовали тридцать родителей. 

Нужно отметить, что работа социально-педагогических приютов и центров положительно сказывается на динамике лишения родительских прав, — год от года она сокращается. К примеру, если в 2004-м статус социальных сирот в Гродненской области получили 514 несовершеннолетних, то в 2005-м, в течение которого в области открылись четыре новых социально-педагогических центра, уже только 382. 

Если же вернуть ребенка к отцу и матери не представляется возможным, ищем для них замещающие семьи: приемные, опекунские или те же детские дома семейного типа. Из 465 выявленных в прошлом году детей-сирот и социальных сирот 73 процента устроены именно в такие семьи. Еще 30 усыновлены. Из всего этого количества детей в интернатные учреждения попали 17,8 процента. Но и эта цифра, я убеждена, должна снижаться. Мы строим свою работу так, чтобы как можно большее количество детей воспитывалось в семьях. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter