«Дом мне отремонтируйте и озеро выкопайте!» — требуют у местных властей некоторые особо «продвинутые» жалобщики

Жизнь делит неровно: где щи пустые, а где жемчуг мелкий. И далеко не каждый, кому собственный жемчуг кажется не таким привлекательным, как соседский, готов посмотреть правде в глаза и ризнать, что в этом виноват он сам, а не тот же сосед или, скажем, местная власть.

Жизнь делит неровно: где щи пустые, а где жемчуг мелкий. И далеко не каждый, кому собственный жемчуг кажется не таким привлекательным, как соседский, готов посмотреть правде в глаза и признать, что в этом виноват он сам, а не тот же сосед или, скажем, местная власть. К чему это я? Да к тому, что при анализе статистики обращений граждан обоснованных из них набирается примерно процентов 65. Получается, что каждый третий, обращающийся в ту или иную структуру, попросту тратит свое и чужое время. Хорошо еще, если, получив объяснение, он удовлетворится ответом и не продолжит борьбу «за правое», как ему кажется, дело…

Чаще случается наоборот. «Купите мне телевизор!» — не просит, а даже требует у местных властей пенсионер из Жлобинского района. А у него, между прочим, пенсия выше средней, благополучные дети и работающие внуки. Но телевизор почему-то должен стать заботой именно райисполкома.

Другой пенсионер из того же района написал уже шесть жалоб на местную власть – хочет, чтобы ему отремонтировали дом. «Не положено по закону», — отвечают во всех инстанциях, но пенсионер не сдается и продолжает писать. «Вы мне еще и озеро на участке выроете», — уверен он в том, что добьется своего.

Увы, но многие почему-то считают, что если написать жалобу — не важно, обоснованную или нет, — то твою проблему обязательно решат. А если писать часто, то, глядишь, за счет государства еще и поживиться можно будет. Жаловаться становится если не профессией, то хобби, увлечением уж точно.

В одной из командировок довелось мне столкнуться с многодетной семьей. Казалось бы, неблагополучной ее не назовешь, родители не запойные алкоголики, но… В доме из мебели — две кровати, на которых спят пятеро детей. В хозяйстве не то что поросенка или коровы – кур нет. Отец больше пары месяцев на одном рабочем месте не задерживается – характер склочный. Исполком оказал семье помощь: выделил деньги, приобрел мебель, завез чернозем в огород.

Через пару месяцев дела снова привели меня в тот же район, зашла я и в уже знакомую мне хату: в комнатах не убрано, мебель такая засаленная и грязная, что если бы не видела ее своими глазами, не поверила бы, что недавно она была совсем новой. Куча чернозема во дворе поросла травой – землю даже никто не потрудился разровнять, огород, соответственно, не посажен. А мать снова жалуется на исполком: мол, у нее пятеро детей, а звание героини ей не присваивают…

И пишут такие граждане жалобы в райисполком — на сельсовет, в облисполком – на районную власть. А дальше письма летят уже по всем возможным инстанциям, включая и редакции газет. Наша – не исключение. Требуют разное. Забрасывал как-то редакцию письмами человек, добивавшийся, чтобы на него распространялись льготы… его покойного отца, инвалида войны. Никакие доводы относительно того, что он здоровый, трудоспособный мужчина, могущий сам обеспечить себе достойное существование, не действовали. Не помогали и ссылки на законы, и взывание к разуму: ведь у каждого из нас отец или дед – инвалид или участник войны, так что, теперь все начнут требовать льготы? До всех читателю дела не было – он хотел, чтобы закон изменили только для него.

Еще один пример. Пенсионеры из Лепеля выращивают на приусадебных участках цветы и овощи, а потом продают их на рынке, однако не хотят платить положенный по законодательству единый налог. Они уже получили ответ из налоговой инспекции, но он их не удовлетворил, и они снова штурмуют всевозможные инстанции. Казалось бы, что здесь непонятного: выращиваешь овощи для себя и семьи, делаешь заготовки на зиму – пожалуйста, торгуешь ими на рынке – плати налог. Очевидно? Справедливо? Разумеется. Но только не для некоторых из нас, кто привык искать лазейки, обходить законы и «выезжать» за счет других. Не хочу никого обидеть, но называется все это очень неприятным словом – «иждивенчество».

Все вышесказанное, естественно, никак не отменяет того, что с обращениями граждан необходимо разбираться быстро, оперативно и желательно в пользу человека. Если, конечно, это не противоречит белорусским законам. Этому, к сожалению, далеко не все чиновники еще научились. Есть и такие, что отмахиваются от идущих к ним на прием, как от назойливых мух. Но речь сегодня не о них, а о тех, кто обычно по другую сторону кабинетной двери, – о нас с вами. И если существуют требования к работе с обращениями граждан, вероятно, должна быть и культура обращений граждан. Тогда, может, стоит задуматься и наряду с ответственностью чиновников за работу с обращениями ввести и ответственность так называемых «профессиональных» жалобщиков за необоснованные жалобы, рассылаемые по бесконечному множеству инстанций?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter