Вклад режиссера Марка Захарова в развитие театрального языка трудно переоценить

Дом, который построил Марк

Ушел из жизни выдающийся режиссер, народный артист СССР, художественный руководитель московского театра «Ленком» Марк Захаров. Создатель собственного парадоксального театрального и кинонаправления, которое он сам называл фантастическим реализмом, мастер острой формы, где мудрая философия всегда органично сочеталась с тонким юмором.


«Мрак Анатольевич», как называли его в самом театре, умел выращивать таланты и поэтому собрал уникальную труппу, в которой блистали «первачи»: Олег Янковский, Александр Абдулов, Николай Караченцов, Евгений Леонов, Татьяна Пельтцер, Инна Чурикова, Александр Збруев… Артисты у него не просто играли, а демонстрировали феноменальную актерскую отдачу, не боясь рисковать, не оставаясь в пределах одного амплуа. Захаров всегда боролся со стереотипами и штампами в искусстве. «Тиль», «Иванов», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Жестокие игры», рок-опера «Юнона и Авось», «Оптимистическая трагедия», «Три девушки в голубом», «Диктатура совести», «Поминальная молитва» и другие становились событиями. 

С приходом перемен «Ленком», в отличие от многих театральных коллективов, не поменял однажды найденный курс. Ощущение нескончаемого праздника жизни, обилие красок в сценографии и костюмах, музыка и танцы, выверенные по секундам, яркое, почти бенефисное, существование звезд — все оставалось на своих местах. Так же, как и фирменная самоирония, без которой трудно представить ленкомовские спектакли. В новом времени «Ленком» опирался на классику — Бомарше, Чехова, Достоевского, Островского… Многолетнее сотрудничество с драматургом Григорием Гориным в театре и кино подарило немало истинных шедевров, не устаревающих и поныне. Картины «12 стульев», «Обыкновенное чудо», «Формула любви», «Тот самый Мюнхгаузен» стали любимым телевизионным «блюдом». 

Актерская команда Захарова убедительно доказывала, что может блистательно существовать не только на театральном, но и на кинематографическом поле. Иногда и в жизни Марк Анатольевич поступал театрально: его сжигание партбилета в эфире одной из телепрограмм запомнилось многим. Позже он называл случившееся «спонтанным поступком» и даже сожалел о нем. 

После фантазии «Попрыгунья», где оригинальным образом сочетались произведения Чехова и Аристофана, поздний Захаров неожиданно для многих обратился к творчеству Венедикта Ерофеева и Владимира Сорокина, выпустив спектакли «Вальпургиева ночь» и «День опричника». Премьера спектакля «Капкан» снова по произведениям Сорокина, над которым в последнее время работал мастер, состоится в декабре... 

Похоронят выдающегося режиссера на Новодевичьем кладбище, по словам директора театра Марка Варшавера, «рядом с Табаковым и Броневым». 

Добрый зритель в 9-м ряду. 

Президент направил соболезнование родным и близким народного артиста СССР Марка Захарова.

— Примите мои глубокие соболезнования в связи со смертью народного артиста СССР Марка Анатольевича Захарова — поистине выдающейся личности нашего времени. Безгранично талантливый режиссер, блестящий актер и сценарист, замечательный педагог и литератор, видный общественный и политический деятель, — отметил Глава государства.

Александр Лукашенко подчеркнул, что жизнь и творчество Марка Захарова — это целая эпоха в истории современного театра и кино, пример преданного служения идеалам высокого искусства и своему зрителю.

— Светлая память о нем навсегда сохранится в наших сердцах, — говорится в соболезновании.

(По сообщению пресс-службы Президента.)

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter