Белорусским театрам стоит взять в пример художественную стратегию развития театра «Мастерская Петра Фоменко»

Дом, который построил Фоменко

Одна из лучших театральных трупп Москвы и сегодня в безоговорочных лидерах
Как часто театр, оставшись по тем или иным причинам без своего художественного руководителя, отца-основателя, рулевого, не знает, к какому берегу причалить, и вдруг резко меняет курс или команду. Или даже разбивается о “камни”. Спешно выбрасывает за борт балласт, начинает перекраивать “устав”. Порой знаковое имя отца-основателя украшает фронтон, как знамя, как знак для своих и чужих, но, увы, не несет уже никакой смысловой нагрузки...


Спектакль “Русский человек на rendez-vous” — изящное прочтение повести Ивана Тургенева “Вешние воды”. Фото Алексея Харитонова

Оставшись без своего мастера Петра Фоменко, ушедшего из жизни в 2012 году, московский театр “Мастерская Петра Фоменко” продолжает идти прежним курсом. На сцене все тот же яркий сплав высокого реализма и трагического гротеска, подробность психологического рисунка, красота интеллекта и фантазии, подлинный лиризм, взрыв эмоций и услада для глаз, пушкинский праздник жизни. Актеры Петра Фоменко — и те, кто был с самого начала (Полина Кутепова, Марлен Джабраилова, Галина Тюнина, Кирилл Пирогов), и те, кто пришел позднее, — по-особому чувствуют авторский текст, сценическое пространство. Во всем игра, озорство. Это качество “фоменок” активно использует кино: не в каждом театре найдешь актерские индивидуальности с такими живыми, думающими глазами. Этому никакой Ли Страсберг не научит.

Основатель “Мастерской”
Петр Фоменко. Фото: ИТАР-ТАСС
В театре помнят своих: портрет актера Юрия Степанова, сыгравшего так много и так мало (он погиб в автокатастрофе в 2010 году), висит на прежнем месте. В музее, который находится в шикарном новом здании театра, открытом в 2008 году на Набережной Тараса Шевченко (архитектор Сергей Гнедовский) и являющимся отдельным произведением современного архитектурного искусства, — фотографии из спектаклей, дипломы различных фестивалей, костюмы и предметы из постановок... А в окна театра смотрят небоскребы огромного международного бизнес-центра “Москва-Сити”. Фантастические огни, уходящие в хмурое зимнее небо. И в этом видишь своеобразный знак: даже бизнесу, даже нашему насквозь рациональному времени нужно присутствие и соседство театра, искусства — как точки некоей моральной опоры. Или места, где можно обдумать маневр перед новой схваткой... К слову, в рабочем состоянии и прежняя сцена театра — в жилом доме.

Одна из лучших театральных трупп Москвы и сегодня в безоговорочных лидерах. Режиссер Петр Фоменко всегда хотел разгадать природу человека и неизменно верил в светлое начало. В этом его принципиальное отличие от многих нынешних “новаторов”. А скольких учеников он воспитал!

В этом смысле сегодняшнее положение театра и его верность своим идеалам в наш век стереотипного мышления, точная и выверенная стратегия художественного развития могут стать примером для белорусских театров.

У нас ведь как: уходит худрук или доводят его до инсульта, как Рида Талипова в Витебске, — и все начинается с чистого листа. Заслуги предшественника перечеркиваются. А еще можем позволить себе, конечно, и плевок в спину. “Милое” дело.

В 2012 году после ухода Фоменко театр возглавил его соратник, режиссер Евгений Каменькович, закончивший мастерскую Андрея Гончарова. Критика называет его “связующим звеном между поколениями в российской режиссуре”. Довелось видеть спектакль Евгения Каменьковича “Горбунов и Горчаков” по поэме Иосифа Бродского в театре “Современник” и спектакль на фоменковской сцене — “Русский человек на rendez-vous” по повести Ивана Тургенева “Вешние воды”. Здесь Каменькович выступил художественным руководителем постановки. Оба спектакля оставляют сильное впечатление. Прежде всего благодаря отточенности формы, энергии и напору молодых артистов.


Художественный руководитель театра Евгений Каменькович не боится ставить на сцене большие прозаические произведения из мировой классики.

Режиссер Каменькович — “литературоцентричный” постановщик. Мне кажется, вряд ли он будет ставить “телефонную книгу”. Хороший текст для него первичен. Среди знаменитых спектаклей Каменьковича — “Самое важное” (“этюды и импровизации” по знаменитому роману современного российского писателя Михаила Шишкина, живущего сейчас в Швейцарии) и пятичасовой “Улисс” Джеймса Джойса. В Минске, думаю, не каждый режиссер читал не только первого, но и второго, по крайней мере, до конца. Листая великолепную и, по-моему, все же малоизвестную поэму Бродского из его раннего творчества, совершенно невозможно представить, что этот текст может быть воплощен на театральной сцене. Однако воплощен, да еще как! Как захватывает увлекательная психологическая дуэль Никиты Ефремова и Артура Смольянинова, выстроенная режиссером!

“Русский человек на rendez-vous” — спектакль-шампанское. Мгновенно очаровываешься виртуозным актерским ансамблем, играющим “Вешние воды” как-то современно и иронично. Не скажу, что герой Дмитрий Санин тут начинающий хипстер, но он отдаленно чем-то напоминает и современных ветреных молодых людей из высшего света. Актеры Федор Малышев, Дмитрий Захаров, Екатерина Смирнова, Михаил Крылов играют легко и непринужденно. Это облегченная классика для приятного вечера — без натуги и позы.

Глядя на деятельность мастерской сегодня, понимаешь, что “театр-дом” не начинают строить с крыши, как это часто бывает. И существование такого дома возможно лишь при условии, что в нем живет “семья”, где каждая деталь интерьера, каждый уголок и клочок сцены очеловечены живым дыханием.

ВЗГЛЯД ИЗ МИНСКА

Яков Натапов, режиссер:

— Петр Фоменко построил совершено замечательный дом. Его труппу в Москве по праву считают лучшей. Старшее поколение актеров не только играло в театре, но и много снималось. Простой зритель их знает по кино. Петр Наумович никогда не останавливался, артисты становились звездами — он брал новых студентов, делал новых актеров. На мой взгляд, такой актерский театр получился прежде всего потому, что Петр Фоменко некоторое время учился в Школе-студии МХАТ как актер, а уже позже попал в ГИТИС на режиссуру. Он потрясающе чувствовал актерскую органику и природу.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter