Почему у инвесторов снизился спрос на неэффективно используемое имущество?

Дом, который не продается

Стоит свернуть с центральных трасс и покрутиться по поселкам и деревенькам, обязательно увидишь пустующие строения. Одни просто стоят без дела, другие вросли в землю или выглядят заброшенными и покореженными. О чем это свидетельствует? О прозе жизни: неиспользуемые строения — гидра о множестве голов. У борьбы с ней есть начало, но конец даже не виден. Время идет: одни осиротевшие здания пристраивают, но появляются новые объекты, которые прежним собственникам не нужны. И история начинается с начала.


Откровенно говоря, пустующей недвижимости в стране у нас хватает. В том числе и в Минской области. Но никакой катастрофы нет: количество таких зданий стабилизировалось приблизительно на одном уровне. И в последние годы если и изменяется, то незначительно. Местные власти всеми силами стараются пристроить «пустостены» эффективным собственникам. Но ликвидность многих таких строений оставляет желать лучшего. Причем не вызывают интереса иной раз даже очень симпатичные домики, вопреки всякой логике.

Пожалуй, в каждом районе есть свой парадоксальный пример на эту тему. Вот и в Червенском продемонстрировали местную достопримечательность: бывший детский сад. Внешне крепенькое кирпичное здание, незаброшенное — пустует всего пару лет. Небольшое, но и немаленькое — 400 квадратных метров, расположено в деревне, но в пределах видимости республиканской трассы... И цена незаоблачная: была 72 тысячи рублей, сейчас ее снизили до 52 тысяч. Но даже по стоимости ниже рыночной объект никак не могут продать. Хотя его десять раз выставляли на обычные торги и пять — на электронные аукционы на Белорусской товарно–сырьевой бирже.

Директор Минского областного территориального фонда государственного имущества Светлана Дегтеренко признается: спрос на недвижимость в последнее время снизился. И значительно. Но покупателей для пустующей недвижимости продолжают искать. Все механизмы отработаны: сначала «бесхозника» выставляют на торги по рыночной стоимости, потом ее снижают... Может статься, что здание и за одну базовую величину отдадут новому владельцу. Правда, не просто так, а с условием. Базовым пакетом обычно является сдача объекта вовремя в эксплуатацию и осуществление коммерческой деятельности новым владельцем. Основная же цель — не всего–навсего спихнуть объект, а найти хозяина, который вдохнет в него жизнь: откроет производство, магазин, кафе...

Заработать на продаже такой недвижимости точно не получится. Самая востребованная и дорогая недвижимость давно ушла с молотка. Остался фактически неликвид. Нет, и от него в бюджет какая–то копейка попадает. Причем это не фигура речи, а констатация факта: доходы совершенно несущественные. Больше головной боли. Впрочем, проблема–то не коммерческая, а скорее социальная: необходимо наводить порядок на земле, чтобы ни участки, ни строения без дела не простаивали, не выглядели заброшенными, не портили внешний вид и не превращались в злачные места.


В нынешних реалиях, скорее всего, стоит вопрос не о доходах, а о минимизации расходов. Архитектурный закон: если здание долго пустует, оно быстро разрушается. Чего греха таить, сегодня в каждой области есть сооружения, которые либо уже восстановлению не подлежат, либо, как говорится, на грани разрушения. Если их не отдать в хорошие руки, то придется просто сносить. Естественно, за счет местных властей. А ломать получается не менее дорого, чем строить. Для ликвидации здания необходим проект, плюс — утилизация строительного мусора. Словом, процесс непростой, небыстрый и дорогой. А денежки–то бюджетные придется использовать.


У многих объектов, которые сегодня безуспешно выставляются на торги, своя долгая и извилистая история поиска нового владельца. Есть и яркие, невероятные хеппи–энды. Например, удалось найти инвестора для дворцово–паркового комплекса в Смиловичах. Дворец–усадьба с очень интересной историей. Некогда ею владел композитор Станислав Монюшко. Но статус историко–культурной ценности — настоящее проклятие для недвижимости. Ведь проводить все работы придется под зорким оком реставратора. В случае с упомянутым дворцом все вообще выглядело почти безнадежно. Одно крыло почти разрушилось и вросло в землю, второе не использовалось лет двадцать... Но каким–то чудом этими развалинами удалось заинтересовать литовскую компанию. Прямо скажем, купили объект не очень дорого: что–то около 25 тысяч долларов в эквиваленте получилось. Но и новым владельцам придется вложить намного больше, чтобы превратить некогда гордое сооружение в гостиницу и музей. Реставрационные работы уже идут полным ходом, и даже с соблюдением графика. Получилось удачно пристроить и древнюю полуразрушенную больницу. Сейчас на ее месте развлекательный центр с кафе, бильярдной, дискотекой...

Впрочем, по правде говоря: чтобы продать не самые привлекательные здания хотя бы за минимальную цену, не всегда хватает только усилий местных властей. Надо, чтобы еще немного повезло.

volchkovvv@mail.ru

Советская Белоруссия № 28 (25163). Пятница, 10 февраля 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter