Минчане задолжали ЖКХ почти 10 миллиардов рублей. И это при том, что отопительный сезон еще не начался

Должники прячутся за дверью

Минчане задолжали ЖКХ почти 10 миллиардов рублей. И это при том, что отопительный сезон еще не начался, а значит и суммы в жировках небольшие. Коммунальщики наступления холодов не ждут, а просто идут к должникам. В очередной рейд со специалистами отправилась и корреспондент «Р». 


Для неплательщиков мы нежеланные гости.

Первый дом с должниками — по улице Каменногорской, 10. Здесь 8 адресов, по которым нас не ждут. Неудивительно, гости мы, в общем-то, нежеланные. Мы — это юрист и заместитель начальника РСЦ № 4 ЖРЭО № 2 Фрунзенского района, мастер участка и электрик ЖЭУ № 130. 

Хозяева первой по списку квартиры уже несколько недель живут без электричества. Судя по тому, что коммунальный долг на них висит третий месяц, такая ситуация их вполне устраивает. Наша задача — проверить, не подключились ли жильцы к щитку самовольно. Восстановить освещение своих квадратных метров для местных самоделкиных — проще простого. Если повезет, поговорим с хозяевами. Однако узнать причину затяжной неоплаты из первых уст  так и не удалось. 

В следующих двух квартирах жильцов тоже не застаем, поэтому электрик приостанавливает подачу электроэнергии. Вот те раз — приходишь домой, а там холодильник «потек». Неприятно, особенно когда за окном свыше + 25. А если люди оплатили и завтра принесут квитанцию? Подключим, уверяет электрик. Правда, уже за 70 тысяч рублей. 

«Мы же не сразу обесточиваем квартиру, — объясняет юрист Елена Байкевич. — Сначала отправляем уведомление, шлем СМС, звоним и предупреждаем о последствиях неуплаты». Отключение энергии, по словам специалиста, самая действенная мера, особенно в 19-этажных домах, где установлены электроплиты. Насколько действенная, сейчас проверим в доме № 14. Хотя в нем, как оказалось, и так есть на что посмотреть. 


Свет в квартиру вернется после оплаты коммунальных услуг.

Поднимаемся по лестнице, а я не знаю, куда глаза девать. Дому не больше пяти лет, а жить в нем невозможно. Исписанные стены, вырванные розетки и выключатели, разрисованные лифты. Про резкий запах уж промолчу. И это при том, что ЖЭС этот дом вниманием не обделяет. Меня удивляет уже другое: здесь всего (!) четыре должника. Во всех четырех квартирах мы снимаем счетчики. Хотя долги совсем не тяжкие — от 300 до 700 тысяч рублей. 

Еще 6 квартир с задолженностью в доме №16. Не многовато ли на один пятачок жилья без света? Хотя почему без света? Есть и без горячей воды. Жильцы одной из квартир 11 раз проигнорировали оплату жировки. Когда только успели — микрорайону всего 4 года. 

Ни в одной из квартир нам не открыли двери. И не сделают этого, не удивляется юрист. Вот куда открывают двери, так в расчетно-справочный центр. Приходят, ругаются, иногда скандалят. 

На «десерт» остаются два адреса, на сей раз по улице Неманской. 

Это если коротко. Избавить себя от присутствия приставов очень просто — полностью погасить задолженность.

В доме № 13 никого не застали, а в доме № 25 ждали явно не нас, поэтому двери открыли. Странно. Молодой здоровый мужчина, добротная обстановка в квартире, а долг в 3 миллиона рублей. Имущество здесь давно описано, еще немного, и оно пойдет с молотка. Не спасает и то, что многие вещи — совместная собственность супругов. Они оба по закону несут ответственность. Приставы обнаруживают новые пылесос, обогреватель и утюг. Это еще один акт описи. 

Нюанс. Описанным имуществом нельзя распоряжаться. Его повреждение или растрата может вылиться в уголовную ответственность. Хозяин обещает устроиться на работу и погасить задолженность. Главное, сделать это нужно полностью и единовременно. 

Вернемся к долгам. Средняя задолженность одного плательщика, в общем-то, невысокая. Так стоит ли трясти «по мелочам» (за 2 месяца просрочки)? Стоит, уверена Юлия Агеева, начальник РСЦ № 4 ЖРЭО № 2 Фрунзенского района. Эти «мелочи» выливаются в весомые суммы. У нас почти из более чем 13 тысяч лицевых счетов у 693 — задолженность. А это ни много ни мало 243 миллиона рублей. Долги негативно отражаются и на работе ЖКХ и, в частности, на качестве обслуживания жилфонда. Так почему от этого должны страдать добропорядочные плательщики?

СПРАВКА

Как еще работают с неплательщиками за жилищно-коммунальные услуги? При задолженности в один месяц напоминают о ней по мобильному или домашнему телефону, sms-сообщением. Могут предупредить письменно, вывесить списки должников на доску объявлений возле подъездов, школ, детских садов. 

Если задолженность более серьезная — за два и более периода, то в ход идет «тяжелая артиллерия». Помимо вышеперечисленных мер, за 2 месяца неоплаты вы рискуете получить письмо по месту работы либо приглашение на беседу к начальнику расчетно-справочного центра. Самое неприятное — отключение от электро- и водоснабжения, блокировка канализации. 

3—5 периодов неуплаты — это письменное предупреждение о выселении, розыск родственников, сотрудничество с РУВД или таможенным комитетом, оформление исполнительных надписей. Если вы не платите 6 и более месяцев, приготовьтесь к иску о выселении и судебным тяжбам. На эту крайнюю меру идут только тогда, когда иные способы воздействия не приняты должником во внимание. 

Комментарий в тему

Наталья КУХАРЧИК, начальник отдела юридической работы и кадров Министерства жилищно-коммунального хозяйства: 

— В стране 3 393 016 лицевых счетов, из них 191 132 — с просроченными платежами. Это 5,6%. Кажется, немного. Однако ущерб от этого «немного» значительный: на 1 июля просроченная задолженность населения по ЖКУ составляет 53,6 млрд рублей. 

Тем, кто не успел оплатить жилищно-коммунальные услуги, начисляется пеня — 0,3 процента за каждый день просрочки. Способов воздействия на несознательного гражданина много. 

Однако есть и помощь тем, кто не имеет возможности оплачивать ЖК-услуги. Так, например, можно получить государственную адресную социальную помощь в виде ежемесячного или единовременного социальных пособий. И в безналичной форме направить ее на погашение задолженности. Отдельные категории граждан могут получить льготу по оплате. Кроме того, должники за коммунальные услуги могут рассчитывать на списание пени. Главное условие — оплатить основной долг за ЖК-услуги. Затем человек может обратиться с заявлением о списании пени в организацию, начисляющую оплату. Решение будет принимать местный исполком, руководствуясь сведениями о доходах и имущественном положении должника.

КОМПЕТЕНТНО

Татьяна ВАХИТОВА, начальник отдела принудительного исполнения Фрунзенского района г. Минска:

— Появление судебных приставов в квартире должников по оплате жилищно-коммунальных услуг наверняка не самое приятное событие. Но, увы, мера эта необходимая. Наши специалисты идут к тем жильцам, на которых не подействовали меры, принимаемые организациями ЖКХ. На данный момент только в нашем отделе в производстве находится порядка 1700 исполнительных производств по взысканию коммунальных задолженностей. 

Меры, применяемые к должникам, самые разные. Судебные приставы могут описать и арестовать имущество, изъять его с последующей реализацией, направить документы по месту работы или в управление социальной защиты для удержания денежных средств из пенсий, пособий и т.д. У нас есть полномочия ограничить в праве выезда за пределы страны, в праве управления транспортными средствами. Способов хватает. И все они, в принципе, действенные. Подтверждение тому — 8 человек из 10 сразу же погашают задолженность. 

misnilena@yandex.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter