Как работает Арбитражная комиссия БУТБ

Должник с оговоркой

Задача арбитра, что на боксерском ринге, что в экономическом споре,  — дать объективную оценку конфликтной ситуации и в случае необходимости назначить обидчику штрафные санкции. В структуре Белорусской универсальной товарной биржи есть свой правовой институт, наделенный подобными функциями. Речь об Арбитражной комиссии. Она имеет статус постоянно действующего арбитражного органа, а ее решение вступает в силу немедленно и является окончательным. Кто обращается к биржевым арбитрам, как те разрешают конфликты и реально ли не доводить дело до суда, узнала кореспондент «СГ».

Обжаловать решение арбитров можно только через заявление ходатайства в Экономический суд города Минска, и то по основаниям, предусмотренным хозяйственным процессуальным законодательством.

Допустим, сторона не была уведомлена о дате рассмотрения дела, — поясняет председатель Арбитражной комиссии БУТБ Сергей Козлов. — А решение вступает в силу немедленно в момент его оглашения и имеет юридическую силу. Как таковой процедуры апелляционного и кассационного обжалования, которая может значительно затянуть процесс, нет. Это одно из преимуществ нашей работы. С 2009 года Арбитражной комиссией рассмотрено около 13 тысяч исковых заявлений. Из них было отменено только два решения. Это говорит о том, что стороны изначально нам доверяют, у них нет никаких оснований сомневаться в том, что решение Арбитражной комиссии будет законным и справедливым.

Самые распространенные случаи при рассмотрении споров — нарушение сроков оплаты или поставки, недовольство качеством товара. Кстати говоря, обязательных условий, чтобы в случае чего можно было обратиться с иском к арбитрам, два. Спор должен вытекать из биржевой сделки, а именно — из биржевого договора. Еще между сторонами необходимо заключение так называемого арбитражного соглашения. Оно может быть заключено в виде арбитражной оговорки.

Чтобы понять, как работает система, прошу Сергея Козлова привести реальный пример. Покупатель предъявил иск к продавцу о расторжении договора и взыскании убытков в виде реального ущерба и упущенной выгоды.

Согласно биржевому договору, ответчик (резидент) должен был продать, а истец (нерезидент) — принять и оплатить партию соевого шрота объемом 100 тонн на сумму 44,3 тысячи долларов. Предполагалось, что поставка товара — за счет истца при условии 100-процентной предоплаты в течение трех банковских дней со дня выставления счета-фактуры. Оплата по договору была перечислена, однако из-за увеличения себестоимости продукции и роста экспортных цен ответчик (продавец товара) попросил рассмотреть возможность доплаты разницы с учетом цены, сформированной на биржевых торгах по истечении месяца после заключения договора. В противном случае ответчик был готов вернуть истцу предоплату.

Не получив согласия истца на изменение цены, ответчик перечислил на его расчетный счет денежные средства, полученные в качестве предоплаты. 

При рассмотрении дела Арбитражная комиссия посчитала, что предложение доплатить разницу между ценой, сложившейся на дату заключения договора, и ценой, сформированной с учетом биржевых торгов месяцем позже, противоречило условиям биржевого договора.

Учитывая, что ответчик без согласия истца вернул ему предоплату за товар, а сам товар, соответственно, передан не был, Арбитражная комиссия пришла к выводу о нежелании ответчика исполнять взятые на себя обязательства. При этом имеющиеся в деле доказательства подтверждали факт причинения истцу убытков за неисполнение договора на поставку товара.

В результате истцу в части взыскания упущенной выгоды было отказано, а подлежащие взысканию убытки в виде реального ущерба были уменьшены.
Для решения спора через арбитраж доходят единицы. Если взять процент от всех заключенных на бирже сделок, то он невелик. В год Арбитражная комиссия рассматривает от 1,5 до 2 тысяч исков. В общем объеме — около 400 тысяч. Это очень маленький процент.
Сергей Козлов отмечает, что количество дел, связанных с участниками секции сельхозпродукции, минимально. За девять месяцев 2018-го в Арбитражную комиссию поступило 661 обращение и 1147 исковых заявлений на сумму требований в размере около 14,8 миллиона рублей, 48,2 миллиона российских рублей, 25,7 тысячи евро, 385 тысяч долларов. По спорам, вытекающим из биржевых договоров, заключенных по секции сельхозпродукции, за девять месяцев этого года поступило всего 9 исковых заявлений на общую сумму исковых требований 644 тысячи рублей, 794 тысячи российских рублей, 8 исковых заявлений рассмотрено, одно находится в производстве.



Основная масса исков — сделки с металлом. Как такового блэк-листа проблемных компаний на бирже нет, но своеобразная статистика должников, к которым предъявлено наибольшее количество исков, есть. Причина появления хронических неплатежей, по мнению арбитра, банальна — дебиторская задолженность. Проблема озвучивается на всех уровнях. Но, увы, все биржевые сделки — это коммерческая деятельность, бизнес, в котором есть свои риски.

Один завод купил металл, делает заказ, рассчитывая на то, что из полученной выручки частью денег рассчитается с поставщиком. На каком-то этапе происходит обрыв этой цепочки. Заказчик задерживает оплату — и пошло-поехало. Если в рабочем порядке стороны к консенсусу не пришли, то рассудит, кто кому и что должен, Арбитражная комиссия.

И еще нюанс: большая масса биржевых договоров заключается на условиях предоплаты. Это своеобразная подстраховка продавца, здесь работает принцип «утром деньги — вечером стулья». Зачастую стороны, желая увеличить продажи, не дожидаются предоплаты и поставляют товар. Покупатель не платит — снова иск.

Арбитражная комиссия во время разбирательства принимает все меры для мирного разрешения спора, говорит Сергей Козлов: «Мы за то, чтобы стороны сохранили партнерские отношения, остались на бирже, торговали. Если спор заканчивается мировым соглашением, это большой плюс. В том числе стороны могут прибегать к помощи медиаторов, которые помогают урегулировать разногласия мирным путем».

Процедура медиации — один из способов организации проведения переговоров. В отличие от арбитра или судьи медиатор нацелен на то, чтобы стороны смогли договориться. Существуют определенные методики, которые позволяют сделать это, когда психологическое состояние участников сводится к тому, чтобы те высказали свои интересы, поняв, в чем на самом деле проблема конфликта.

История современной медиации, какой мы видим ее сейчас, берет свое начало на Западе в начале прошлого века. В то время суды становились все более загруженными, что вызывало недовольство течением и эффективностью судебных процессов, — рассказывает начальник отдела контроля за исполнением биржевых сделок Эдуард Бельский. — Тогда и возник вопрос о необходимости использовать иные методы урегулирования конфликтов. Беспристрастная третья сторона, помогающая спорящим сторонам разобраться в существующих между ними разногласиях, понять их сущность и по возможности их разрешить, называется медиатор — посредник.

Стороны приходят к медиатору еще до возникновения иска. Если не примирились, можно обращаться в суд. Если все же пришли к какому-то консенсусу, который устраивает обе стороны, участники подписывают медиативное соглашение. Причем его заверяет медиатор. Это процессуальный документ, который позволяет в случае неисполнения достигнутых договоренностей, минуя Арбитражную комиссию и экономические суды, сразу обращаться в приказное производство, то есть получать приказ на принудительное исполнение.

uskova@sb.by

Фото предоставлено пресс-службой БУТБ
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter