Что предлагают белорусские ученые для улучшения качества продуктов питания

«Должна быть и клиническая оценка продуктов»

БОЛЕЕ семи тысяч трехсот новых рецептур, разработанных учеными, высокая марка отечественных продуктов питания, подтвержденная и победами на конкурсах, и выбором потребителей как в Беларуси, так и за ее пределами, — вот далеко не полный перечень достижений пищевиков страны. Однако, по мнению ученых и медиков, подходы к качеству продуктов необходимо совершенствовать, гармонизировать их с требованиями, действующими в Евросоюзе. О том, что предлагают белорусские ученые для улучшения качества продуктов питания, какие проблемы приходится решать, что нового ожидать потребителям — в интервью «СГ» с генеральным директором НПЦ НАН Беларуси по продовольствию доктором технических наук Зеноном ЛОВКИСОМ.

— Зенон Валентинович! Если бы мы сейчас подошли к столу среднестатистического белоруса, что бы вы оттуда однозначно изъяли, а что добавили? 

— Еще Гиппократ утверждал, что человек рождается здоровым, а все его болезни приходят с пищей. Слова великого медика древности вполне актуальны до сих пор. К примеру, не напрасно нас называют «бульбашами». Среднестатистический белорус потребляет картофеля гораздо больше, чем ему положено по рекомендуемой медицинской норме. Она составляет 129 килограммов в год, мы потребляем — 186. А ведь гречневая, рисовая, овсяная и прочие каши куда полезнее. 

В среднем за месяц мы съедаем 1,7 килограмма колбас и копченостей и только 100 граммов говядины. Но колбаса не должна быть продуктом ежедневного потребления, а служить время от времени в качестве скорого перекуса. Традиционно, особенно в сельской местности, на столе много жирного мяса, сала, тогда как гораздо полезнее отварное или запеченное мясо, рыба. Согласно пирамиде здорового питания, нужно есть больше фруктов и овощей, а они в нашем рационе занимают немногим более пяти процентов. 

— С 1 января 2016 года вступают в силу новые технические регламенты по молочной и мясной продукции Таможенного союза. Если быть точными, они начали действовать еще с 1 мая прошлого года. Но решено установить переходной период для адаптации. Что они дают странам ЕАЭС и, в частности, Беларуси?

— В первую очередь, заставят производителя более ответственно подходить к качеству. Все мы знаем, что сегодня вареная колбаса сильно отличается от советской ГОСТовской. И в худшую сторону! Согласно требованиям новых регламентов Таможенного союза, теперь придется либо называть свою продукцию как-то иначе, а не старыми добрыми именами типа «Докторская», «Молочная», «Любительская», или наладить производство строго по нормативам.



В нашей республике особых вопросов здесь нет. А вот в России и отчасти в Казахстане — большие проблемы. Как утверждают российские эксперты, сейчас здесь по необходимым ГОСТам производится лишь около десяти процентов колбасных изделий. Кстати, в ряде случаев требуемые нормы здесь более мягкие, чем белорусские. С учетом этого перспективы у нашей мясо-молочной отрасли на рынке России весьма неплохие.

— Зенон Валентинович, с какой целью разработана концепция «Научные подходы к созданию белорусского бренда — натуральность, качество, конкурентоспособность». Какие исследования легли в ее основу? 

— Сегодня потребитель имеет возможность выбирать. Это его законное право. Но неоспоримо и то, что выбор этот должен быть осознанным, базироваться на достоверных фактах, научно подтвержденной информации. Наши ученые готовы обеспечить научную базу для создания натуральной качественной продукции.

Пищевые технологии стопроцентно ориентированы на натуральное сырье. Сведены к минимуму или полностью исключены при производстве синтетические и искусственные составляющие. Национальные бренды: белорусские сыры, кисломолочная продукция, мясная, ржаной хлеб и хлебобулочные изделия создаются на основе уникальных заквасок. Как и продукты для детей. Это поистине визитная карточка нашей страны. Она не только открывает путь в Европу нашим продуктам, но и создает дополнительные возможности для привлечения инвестиций. 

— Позволяет ли производственная база реализовать предложения ученых? 

— Здесь есть вопросы. Сегодня здоровье нации находится в руках пищевой промышленности. И она должна переориентироваться на производство более «здоровых» продуктов. Естественно, в соответствии с запросами потребителей. А перегибы имеются, предприятия в погоне за коммерческой эффективностью забывают о качестве в традиционном его понимании, зачастую маркируют продукты так, что они якобы полезны по тем и по другим параметрам. Но должна быть и клиническая оценка. Так сказать, вердикт специалистов — медиков и диетологов. И, в первую очередь, нужно принципиально пересмотреть ассортимент плодоовощной продукции. Что-что, а это вполне по силам. 

Еще один вопрос — производство функционального питания, то есть для отдельных групп населения: пожилых, с определенным заболеванием. Раньше эту роль вполне успешно выполняли диетические столовые и столы. И где они сейчас? Центр по продовольствию восполняет этот пробел. Кефиры и йогурты, восстанавливающие микрофлору кишечника, колбаса, способствующая профилактике железодефицитных анемий, мясные изделия, обогащенные фолиевой кислотой, — вот далеко не полный перечень продуктов, полезных для здоровья, которые придумали белорусские специалисты и ученые. Если говорить о питании при ожирении, то мы только в начале пути. 

— Центр разрабатывает множество рецептур новых видов продуктов, в том числе для детского, диетического питания. Востребованы ли они промышленниками? 

— Безусловно. Они находят как своего производителя, так и потребителя. Скажем, среди широкой гаммы детского питания более 135 наименований молочных продуктов. Для детишек также разработано более 200 наименований консервов на плодоовощной основе, линейка сухих продуктов. Сырье натуральное, вкус отменный. В ОАО «Спартак» организовано производство кондитерских изделий для детей дошкольного и школьного возраста, обогащенных витаминами и минеральными веществами. 

Есть даже майонез «Школьный». Для диетического питания ученые вместе с производителями готовы предложить мясные изделия с пониженным содержанием соли, масложировые продукты со сниженным содержанием холестерина, кондитерские изделия с сахарозаменителями. Так что выбор есть.

— Покупатель в большинстве случаев выберет хорошо разрекламированную продукцию, а рекламодатели эксплуатируют желание людей приобретать  натуральные продукты, без добавок и красителей, идут здесь на всяческие уловки. Согласовывается ли реклама пищевых продуктов с Минздравом?

— Такая информация не подлежит согласованию. С Минздравом согласовывается реклама, которая касается лечебных и профилактических свойств пищевой продукции с маркировкой о том, что она предназначена для детского питания, питания людей, страдающих каким-либо заболеванием. Есть соответствующий порядок и процедура. 

— Воспоминание из советского детства: по четвергам в столовых обязательно был «рыбный день». Почему сейчас его нет? 

— В свое время «рыбный день» был введен в связи со спадом производства мяса и для борьбы с недостатком белков в рационе. В питании современных людей белков хватает. А вот рыбы мы едим гораздо меньше, чем европейцы. А зря. Ее потребление в пределах 18 килограммов в год на человека. Для сравнения: в Норвегии — за 60 килограммов. 

— Белорусские специалисты в области питания скептически относятся к использованию пальмового масла. А каков ваш вердикт?

— Как оно воздействует на обмен веществ и развитие экспериментальных животных, исследовали в НАН Беларуси. Эффект неблагоприятный по многим параметрам. Однако это предварительные исследования, которые  необходимо продолжить на более глубоком  клиническом уровне. Хотя ответ уже дали страны ЕС. Они проводят жесткий контроль наличия пальмового масла в широкой гамме продуктов питания. Запрет на производство продуктов с его использованием предложили ввести в Таможенном союзе и депутаты российской Госдумы.

— Удивительно, но факт: замороженные овощи и фрукты по-прежнему у нас далеко не во всех магазинах, и ассортимент хромает на обе ноги. Да в конце концов, стыдно покупать картофель-фри или фасоль, привезенные из-за рубежа.

— Основная проблема наших пищевиков в том, что они по традициям еще советских времен производят в основном консервированные продукты. Жители же европейских стран, включая ближайших соседей, предпочитают употреблять овощи в свежем или свежемороженом виде. А вообще, производством замороженной продукции занимаются более двадцати организаций. Реализуют овощи, ягоды и грибы в основном в магазинах потребительской кооперации. Вы правы, отечественное овощное ассорти пока не может конкурировать с импортным по составу. Однако ассортимент в последние годы постепенно расширяется. На мой взгляд, активное продвижение отечественной продукции тормозится из-за отсутствия качественной рекламы.

— Зенон Валентинович! Вы готовы предложить белорусам что-то эдакое, чего мы еще не ели вообще? Не только масло с добавками, но что-то революционное? 

— Девиз нашего центра — «Здоровье нации в здоровом питании». Уверен, найдут своего потребителя и будут по достоинству оценены яблочные чипсы, смузи, зефир с пребиотиками, конфеты типа «нуга», изотонические напитки для спортсменов, картофельные крокеты, галеты, хлебцы с начинками, сыр с белой плесенью. Свое сырье, отечественные наработки, а значит, и вкус особый!

— Спасибо за интересное и откровенное интервью!

shevko@sb.by

Фото Андрея МАКСИМОВА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter