Президент заслушал доклад о повышении эффективности использования лесных ресурсов

Должен быть порядок!

В этом состоит ключевое требование Президента, озвученное во время доклада о повышении эффективности использования лесных ресурсов.



Общие оценки Главы государства жесткие, но исчерпывающие:

— Мало порядка. Мы просто безалаберно относимся к этому дару природы. Это величайший дар.

Тема рачительного отношения к лесу — с историей. Многие еще помнят времена, когда эшелоны, груженные толстыми бревнами кругляка, нескончаемой вереницей тянулись в сторону западной границы. О том, что надо бы как-то загрузить собственные предприятия, дать работу своим людям, думать хотелось далеко не всем. Бизнес и так выглядел вполне беспроблемным: спилил, продал, деньги в карман... К чему лишние заботы? Их взял на себя Президент, с одной стороны, запрещая экспорт чистого сырья, с другой — жестко требуя активной модернизации белорусской деревообработки. Люди, близкие к отрасли, знают, что здесь сделано очень много. Но, видимо, еще не все, и совершенству нет предела. Иначе на совещании, посвященном развитию лесного хозяйства, Александр Лукашенко не сказал бы участникам такие слова:

— Слишком много в последнее время нареканий по поводу работы в лесу. И вам, Владимир Андреевич (В.А.Дворник, вице-премьер. — Прим. ред.), надо серьезно подключиться к этому вопросу. Разобраться. Почему Леонид Васильевич (Л.В.Анфимов, председатель КГК. — Прим. ред.)? Он ответственный у меня за лесное хозяйство с давних еще времен. И неплохо знает, что происходит в лесу. И поэтому надо вдвоем собраться и определиться с Министерством лесного хозяйства, как будем жить дальше.

Фото Владимира Шлапака.

Нет, эшелонами лес за границу уже не уходит. В прошлом году и вовсе был выдержан полный запрет Президента на экспорт необработанной древесины. Набирающие обороты модернизированные производства требуют и все больше сырья. Но идеализировать картину пока рано. Поэтому и критические замечания Александра Лукашенко участники разговора восприняли как должное:

— Это подарок природы, но мы относимся к лесу отвратительно. Я бываю часто, не только пролетая, сверху тоже вижу, что происходит, но я бываю часто в лесу и смотрю, как работают наши лесники. Ни по посадкам, ни вовремя спилить спелый лес для того, чтобы его переработать, ни дорог… В общем, мало порядка. Мы просто безалаберно относимся к этому дару природы. Это величайший дар. Я уже не говорю про экономику. Почти 40 процентов территории — лес. И надо воспользоваться этим ресурсом. Это хорошее сырье. А вы там напилили где-то леса, уже даже журналисты обнаружили, и не можете его переработать.

Позже Председатель КГК расскажет журналистам, что у временных сложностей есть и объективные причины. Где-то просели рынки, где-то упали цены. И действительно в какой-то момент получилось так, что продать часть сырья оказалось выгоднее, чем произвести продукцию, которая может лечь на склад. Но и при оценке подобных ситуаций Президент требует делать это системно:

— В очередной раз вы вносите мне предложения о том, чтобы я разрешил поставки бревна на внешние рынки. То есть то, от чего мы когда-то уже отошли, договорились, что мы должны перерабатывать наши лесные ресурсы в какой-то полуфабрикат, а лучше в мебель с высокой добавленной стоимостью, и поставлять на внешние рынки, вы опять мне вносите предложения о поставках этого даже не пиловочника, а бревна.


Владимир Дворник.

Здесь Владимир Дворник уточнил, что речь все же идет об отходах, но Президент дискуссию пресек:

— Это у вас отходы… А у меня в лесу отходов нет! Если у вас отходы получаются — печально. Учитесь у немцев. У них нет отходов. Переработайте и продайте.

А ведь в самом деле, если кому-то за рубежом нужно сырье, которое не востребовано у нас, и он готов за него платить деньги, значит, отходами его можно назвать лишь с изрядной долей допущений. Получается, мы просто пока не умеем использовать то, из чего в соседних странах делают вполне себе приличный и прибыльный товар. С деловым лесом мы на модернизированных заводах управляемся довольно сносно. А вот условно со щепками, которые летят, когда лес рубят, пока еще не знаем, что делать. Точнее, похоже, знаем, но разворачиваемся крайне медленно. Президенту доложено о проектах организации производства топливных пеллет. На что Александр Лукашенко резонно заметил:

— Шесть заводов построим! Когда вы их построите? Я поинтересовался технологией этих заводов. Вот Леонид Васильевич мне прислал принципиальную схему технологическую. Какие заводы? Это стоят две машины, которые перерабатывают щепу и опилки и превращают их в пеллеты. То есть материал для топлива. И спрос большой на рынке, и цена неплохая. Так это надо вчера уже было завезти оборудование и поставить. Я приводил пример 1941 года. Если бы мы так переносили заводы на Урал, мы бы войну проиграли. А тут шесть машин не можем поставить. Крышу сделали, поставили, и работайте. А параллельно делайте стены. Поэтому если у вас образовываются какие-то излишки, отходы, которые вы не можете переработать на действующих предприятиях, давайте побыстрее реализовывайте эти проекты.


Леонид Анфимов.

Президент потребовал четкой информации о том, какие меры будут приниматься в ближайшее время. После состоявшегося разговора Леонид Анфимов по просьбе журналистов раскрыл суть проблемы так:

— Из-за наложения многих негативных факторов. И на лесное хозяйство, и на деревопереработку. Рынки просели, из-за этого незагруженность многих базовых деревоперерабатывающих организаций до полной проектной мощности. Получилось так, что произошла разбалансировка объемов заготовки древесного сырья и объемов его переработки на внутренних производственных мощностях. Где-то около трех миллионов кубометров древесины, прежде всего это касается балансов и технологического сырья — дровяной древесины, оказалось не переработано, и требуется незамедлительное решение по его реализации.

Хотя глава КГК не скрывает, такие маневры вынужденные и не совсем удачные. В фундаментальном смысле работа должна строиться иначе:

— У нас много остатков, которые мы могли бы переработать, и вместо того, чтобы экспортировать, поставлять на экспорт более дорогую продукцию с более высокой добавленной стоимостью.

Каково же тактическое решение? 900 тысяч кубометров невостребованной на внутреннем рынке древесины все же придется продать. Останется еще порядка 2 млн кубов. Но это в основном кондиционное сырье. Так называемая деловая древесина — пиловочник. Из нее сделают пиломатериалы уже с большей нормой прибыли. Еще 1,4 млн кубометров будет заготовлено дров. Они будут реализованы на нужды ЖКХ.

Теперь о стратегии. В целом, одобрив такой расклад, Президент поставил и системные задачи. Их предстоит решить в ближайшей перспективе. Леонид Анфимов уточнил:

— Прежде всего это 2020 год. Очень много из невостребованной древесины можно было бы переработать здесь на топливные пеллеты. Если бы были созданы необходимые производственные мощности. Я приводил в качестве примера один хороший завод в Поставском мебельном центре. Он вырабатывает около 30 тысяч тонн пеллет в год, и как мне сказал хозяин этой компании, они выйдут на 37 тысяч тонн. И цена на них хорошая. Около 95 евро за тонну. Наши организации, прежде всего Минлесхоза, должны создать шесть заводов аналогичной мощности в каждой области. У нас есть сегодня производства, но я бы их назвал в большей степени кустарными. 11 предприятий в системе Минлесхоза выпускают всего лишь 20 тысяч тонн пеллет в год.

Глава КГК заметил, что изначально Минлесхоз запросил для реализации проекта растянутые сроки, назвав их даже «вольготными» и «комфортными». Предполагалось, что производства заработают в 2021 году. У госконтроля другое мнение:

— Я считаю, что, исходя из практики создания завода в Поставском мебельном центре, 8 месяцев на изготовление оборудования, 5 месяцев — строймонтаж. Если мы до конца года закупаем оборудование, а руководитель Поставского центра пойдет нам навстречу, поможет опытом, поделится проектно-сметной документацией, думаю, что к маю следующего года мы эти производства введем в строй.

Что получим в итоге? То, что в лесу, по большому счету, бесхозной не останется ни щепка, ни случайная ветка. Все пойдет в дело. А это уже деньги. И прибавка к жалованью лесника, и зарплата работникам новых производств. Плюс доходы в бюджет и вклад в общий ВВП. Рачительно, по-хозяйски, как и должно быть. Ведь недаром говорят, что деньги порой лежат буквально под ногами. Нужно только уметь их замечать и поднимать.

Председатель КГК Леонид Анфимов рассказал о деталях разговора у Президента
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter