Есть все больше предпосылок к тому, что в скором времени доллар перестанет быть основной резервной валютой

Доллар в инфляционной лавке

Инфляция в Беларуси опасений ни у кого не вызывает, но, признаем, несколько выбилась из прогнозного показателя. Планировали удержаться в пятипроцентном коридоре, по факту в апреле пока получилось 8,6 процента в годовом исчислении. Можно было бы все грехи за результат свалить на Нацбанк и Правительство: мол, не досмотрели, не доработали и так далее. На самом деле, значительная доля нашей инфляции, как ни крути, внешняя. Американцы-то тоже устанавливали для себя верхнюю планку в два процента. До какого-то момента индекс потребительских цен держался в этом диапазоне. Поэтому ФРС и накачивал экономику деньгами, стараясь ее оживить. Ничто не предвещало особой беды в начале года. Но в марте их инфляция «вылезла» за 2,6 процента, а в апреле — до 4,2 процента в годовом исчислении. Говоря другими словами, вся мировая экономика работает не по плану.

Фото  pixabay.com

Надо отдать должное белорусскому прогнозу: он сбывается в той части, которая касается внутренних факторов развития. А отклонения происходят за счет импорта проблем. Впрочем, под таким же давлением находятся практически все открытые несырьевые экономики. И даже Россия, у которой хотя полезные ископаемые и занимают значительную долю и в ВВП, и в экспорте, но не столь фундаментальную, как у тех же стран Персидского залива. 

Конечно, все страны — эмитенты резервных валют — накачивали свои экономики деньгами. Но американцы разогрели печатный станок докрасна. И сколько бы Вашингтон ни играл в гаранта мировой стабильности (каковой давно и в помине нет), но именно американские финансовые и экономические власти (впрочем, административные тоже) вели себя наиболее безответственно во время пандемии. И своей безалаберностью разбалансировали мировую экономику. Да, теория больших денег вроде бы гласила, что при развитом фондовом рынке дополнительная эмиссия инфляцию не раскрутит. Но любая система и теория имеет определенные допуски, которые США успешно преодолели. 

Можно ли было предусмотреть такое развитие событий? Вполне. Первые колокольчики громко звонили, когда зашкаливали цены на акции и другие, связанные с ними ценные бумаги. Но ФРС и не думал останавливаться. И лишняя ликвидность выплеснулась на сырьевые рынки. Еще в конце прошлого года цены на тот же металл удвоились. Вверх идут углеводороды, фантастическую динамику показывает древесина, десятый месяц подряд дорожают биржевые продовольствен­-

ные товары. И это на фоне ожидания хорошего урожая в 2021-м. Поэтому если посмотреть на покупательскую способность доллара с точки зрения валюты, в которой номинировано большинство товаров в мировой торговле, то она значительно снизилась. 

Но ФРС пока хранит олимпийское спокойствие и уходить от политики количественного смягчения не торопится. Возможно, и не будет этого делать. Американская экономика уже так плотно села на иглу необеспеченных денег, что способна только увеличивать дозу. В противном случае произойдет ломка.

Впрочем, «эмиссионеры» рискуют попасть в другую ловушку: на фоне рекордного роста инфляции (причем совершенно непрогнозируемой) начали падать фондовые рынки. Насколько мощной будет коррекция? И в какую сторону потекут необеспеченные капиталы? И каким образом надувшийся сырьевой пузырь трансформируется в новый виток инфляции долларовой зоны потребительского рынка? И все это происходит на фоне стабильно высокой безработицы. 

К сожалению, у американской экономики нет зрителей — только участники. Естественно, внешняя инфляция влияет и на белорусскую финансовую систему. Понятное дело, что не самым благоприятным образом. Поэтому и инфляция наша несколько выше прогноза, хотя и не отклонилась от него столь значительно, как американская. В отличие от ФРС наш Нацбанк не ждет, когда «невидимая рука рынка» все выровняет, а предпринимает вполне конкретные меры по стабилизации инфляционных процессов. Конечно, на внешние факторы наше финансовое учреждение повлиять не может, но способен через регуляторику снизить внешние шоки. В том числе и через повышение ставки рефинансирования. Плюс меры ценового регулирования. Как бы на него ни реагировали болезненно некоторые эксперты и представители бизнеса, но эта мера является демпфером, чтобы национальные цены не ушли в неуправляемое пике. Войти в инфляционный штопор легко, но очень сложно из него выйти. В экст­ренных случаях в авиации всегда переходят с автопилота на ручное управление. Другой вопрос, что у пилотов должна быть соответствующая квалификация. К чести экономического блока надо признать, что ситуацию удается удержать под контролем. Хотя внешние факторы и не очень благоприятные. Американская экономика пока плывет на автопилоте. И результаты у нее не очень впечатляющие. Пока спасают размеры. Впрочем, у больших кораблей свои алгоритмы гибели. 

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter