Доллар по европейской цене…

Почему Нацбанк Беларуси приостановил выдачу потребительских кредитов в зарубежной валюте?

Почему Нацбанк Беларуси приостановил выдачу потребительских кредитов в зарубежной валюте?

Одним из «обвиняемых» в мировом финансовом коллапсе многие экономисты считают доллар. И хотя попытки заменить «главенствующую валюту» пока не увенчались успехом, тем не менее некоторые страны начинают постепенно отходить от «зеленого». Для Беларуси концепция тем более актуальна, потому что немало операций и расчетов «привязаны» к «американцу». Правда, поступательные шаги Национального банка Беларуси по дедолларизации экономики зачастую воспринимаются эмоционально. Так получилось и в июле, когда главное финансовое учреждение республики приостановило выдачу населению кредитов в иностранной валюте.

«Ход конем» Нацбанка вызвал массу комментариев, в том числе и достаточно негативных. Впрочем, реакция вполне ожидаемая, потому что напрямую или косвенно расчеты в долларах были популярны среди крупного бизнеса последние годы.
Выгодны ли валютные кредиты самому населению? В экономической ситуации прошлого года – несомненно. Тогда в стране удавалось удерживать обменный курс в пределах двухпроцентного коридора, при этом рост ВВП и социальная политика в государстве обеспечивали стабильный рост реальных доходов на 15-20% ежегодно. При таком раскладе валютный кредит сделался для граждан недорогим и универсальным решением своих бытовых проблем. Взваливая на себя бремя долгов, многие рассчитывали, что с каждым месяцем ежемесячные платежи по кредитам будут менее заметны в семейном бюджете. Но нынче, после разовой, причем значительной, девальвации белорусского рубля в начале года, валютные кредиты стали для большинства граждан очень обременительными.
Тем не менее они стали еще более выгодными для самих банков. Получая на международных рынках кредиты в валюте, белорусские финансисты автоматически дополняли процентную ставку своей маржой и по такой стоимости раздавали заемные ресурсы населению. По такому алгоритму работать можно было успешно и прибыльно, а возможные проблемы, связанные с изменением обменного курса, автоматически перекладывались на потребителей кредитов.
Разовая девальвация и серьезные ожидания нестабильности обменных курсов тоже принципиально не отразились на рынке потребительского кредитования. Да, выросла угроза невозврата частными заемщиками валютных кредитов, но банки просто повысили процентные ставки и ужесточили требования к кредитополучателям. Этим дело и закончилось. Алгоритм работы на розничном рынке остался в докризисном формате.
Что касается рублевых кредитов, то в этом году они серьезно «пробуксовывают» по сравнению со своими долларовыми «собратьями». Прежде всего займы в национальной валюте проигрывают по цене. Ставка 25% годовых и выше делает такие кредиты для большинства населения неподъемными. А банкиры лишь разводят руками: мол, с начала года пришлось постоянно повышать ставки по депозитам, особенно рублевым. Отсюда, мол, и такая цена на заемные ресурсы. Конечно, на бирже без проблем можно превратить относительно дешевые для банка доллары и евро в белорусские рубли и раздавать их населению под приемлемые проценты. Но тогда финансистам пришлось бы менять всю систему кредитования. Делать это добровольно им, конечно же, не хочется…
Несомненно, работа с валютой для банков предпочтительнее и еще по одной причине. Ведь многие показатели их деятельности измеряются в рублях, а поэтому даже при его ослаблении отчетность выглядит весьма прилично. Недаром же при снижении экономической активности в первом полугодии по всей стране, пожалуй, только банковский сектор сработал со стопроцентным положительным результатом.
Когда же Нацбанк приостановил кредитование населения в иностранной валюте волевым решением, многие эксперты тут же в один голос зароптали, что это решение – предвестник очередной девальвации и своим решением Нацбанк спасает население от необдуманных шагов. На самом деле в результате дедолларизации курс рубля может только укрепиться, а золотовалютные резервы – увеличиться.
Банк – это, по сути, два прилавка: на одном – депозиты, на другом – кредиты. Жить, никому не одалживая, у банков не получится, так как такая стратегия  неминуемо приводит к финансовой катастрофе. Конечно, риски рублевого кредитования достаточно высоки, но отказаться от этого вида услуг банковский сектор не сможет. Рано или поздно финансистам придется «скидывать» валюту, чтобы обеспечить на рынке появление конкурентоспособных рублевых кредитов. Значит, банки станут более активными участниками торгов на бирже. Причем не только в качестве покупателей валюты, но и в качестве продавцов. И разрыв спрос-предложение, как минимум, исчезнет. А через несколько месяцев, возможно, желающих продать валюту будет больше, чем желающих ее купить. Излишки может приобрести Нацбанк. Возможно, за счет дополнительной денежной эмиссии белорусских рублей. На инфляцию это никак не повлияет, потому как покупательская способность совокупной денежной массы (и рублевой, и валютной) не изменится. Метаморфозы коснутся лишь ее структуры: рубли на потребительском рынке будут замещать валюту. 
А вот на розничном рынке финансовых услуг ожидаются существенные подвижки. На первоначальном этапе ставки по рублевым кредитам могут вырасти, потому как «закрыть» дефицит рублей у банкиров в одно мгновение явно не удастся. Но потом процентные ставки поползут вниз, чтобы население смогло брать кредиты, а они интересуют людей на современном этапе под ставку 18%, максимум – 20%. До этого уровня и должна упасть стоимость заемных ресурсов в национальной валюте.
Ставки же по рублевым депозитам будут снижаться, чтобы удешевить ресурсную базу. Конечно, существует опасность оттока вкладов населения, но при инфляции за первое полугодие 7,8% платить по депозитам 22% и выше – разорительно. Еще быстрее поползут вниз ставки по валютным вкладам. Долларов и евро, по сути, у банков хватало всегда. И сегодня особенно некуда девать кредиты, полученные на Западе, и вливания материнских иностранных банков. То есть валютные вклады останутся, но ставки поползут вниз. Нацбанк пока рекомендует ограничиться 8% годовых, но некоторые эксперты полагают, что ставки по вкладам в долларах и евро приблизятся к среднеевропейским – 3-5%.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter