Доллар на конвейере

Что можно найти в коммунальных отходах, если хорошенько в них покопаться?Выкидывать то, что можно переработать, — сегодня для белорусов непозволительная роскошь. Однако у многих возникает вопрос: я потружусь, рассортирую пластиковые бутылки в один контейнер, бумагу — в другой, стекло — в третий, а потом их свалят в одну кучу и, возможно, все равно вывезут на полигон? Бывает, несознательные соседи сваливают в специальный мусорный контейнер все подряд. И что, отходы становятся непригодными для переработки? Посмотреть, что происходит с раздельно собранными бытовыми коммунальными отходами, корреспондент “НГ” отправилась на КУП “Экорес”.

Что такое ПЭТ-кубик?
Технологии переработки мусора почти тридцать лет назад, когда в Минске было создано это предприятие, и сегодня кардинально различаются. Тогда, по словам главного инженера завода Александра Жуковца, предприятие предназначалось для биотехнической переработки отходов. Мусор поступал на две производственные линии, на протяжении двух суток в нем происходили определенные химические процессы. В результате получался компост, который предприятие продавало колхозам в качестве удобрения.
— Эта технология была востребована до 1998 года, а затем исследования показали, что содержание солей тяжелых металлов в нашем компосте превышало допустимое количество, и сельхозпредприятиям запретили использовать их в растениеводстве, — рассказал специалист.
Неохотно покупали его и озеленители. Поэтому заводу пришлось попробовать другие технологии по переработке мусора. В 2000 году специалисты предприятия и управления жилищно-коммунального хозяйства Мингорисполкома признали наименее затратным вариантом прессование. Была закуплена шведская линия для прессования коммунальных бытовых отходов, на которой мусор брикетируется в “кубики” объемом в один кубометр. Таким образом, по словам Александра Жуковца, отходы в пять раз уменьшаются в объеме: где помещалось 200 килограммов, можно вместить целую тонну. Плюс — мусор удобнее вывозить, он занимает меньше места на полигоне. Еще один положительный момент — в ходе прессования из бытовых отходов отжимается жидкая фракция.
Линия также используется для прессования вторсырья. У входа в цеха предприятия мы смогли увидеть сложенные разноцветные “кубики” — спрессованные ПЭТ-бутылки с яркими обертками. Кстати, вы помните о том, что перед тем как выбросить ПЭТ-тару в специальный контейнер, с бутылки нужно снять крышку?
Зеленые — направо, коричневые — налево
В июле этого года на КУП “Экорес” проведен второй этап реконструкции и установлена немецкая линия для досортировки раздельно собранных коммунальных отходов. Закуплена она за счет средств местного бюджета, фонда охраны природы и собственных ресурсов предприятия. В экспериментальном цехе завода, где установлена линия, необычайно шумно.
— Обычные коммунальные отходы на эту линию не идут, это экономически невыгодно, — комментирует главный инженер. — Сортируем только собранные раздельно.
Помещение, где трудятся сортировщицы, размещается на некоторой высоте над контейнерами для разных видов отходов. Конвейерная лента, на которую поступают отходы, проходит через зал, где одновременно работает двенадцать женщин. Время от времени они меняются местами, так как в начале линии сортировать мусор труднее. В контейнеры летят отдельно черная и прозрачная пленка, зеленые, белые и коричневые пластмассовые бутылки, бумага, стеклобой разных цветов, алюминиевые банки.
— Получается, полностью разделить разные виды отходов на стадии выбрасывания в контейнеры нереально? — задаю наивный вопрос главному инженеру КУП “Экорес”.
— Это в идеале, а в реальности хорошо, если в контейнеры для раздельного сбора отходов бросают хотя бы только эти виды мусора. И не выбрасывают туда же органику. В стандартной шестиметровой кухне городской квартиры просто не найдется места шести контейнерам для разных видов отходов. Достаточно в один пакет сложить все, что подлежит вторичной переработке, и привезти на досортировку. А дальше вручную рассортировать по видам гораздо проще, чем отделять от органики, уличной грязи, листвы...
Мусорная “история”
Пока главная проблема новой линии — нехватка сырья. Связано это в первую очередь с неразвитостью системы раздельного сбора отходов. Производительность немецкой сортировочной линии — 30 тысяч тонн в год. За 3,5 месяца работы, как сообщил Александр Жуковец, на переработку было принято порядка 950 тонн исходного мусора, получили на выходе более 300 тонн вторичных ресурсов. Получается, что КПД линии составляет пока 30 процентов, а 70 процентов прошедшего через нее мусора все равно вывозят на свалку. И еще цифры для сравнения. За прошлый год в столице образовалось 1700 тысяч тонн промышленных и коммунальных отходов. На линии КУП “Экорес” отсортировано меньше процента этого объема.
Что происходит со вторсырьем после досортировки? В одном из цехов нам показали, как перерабатывают полиэтиленовую пленку. На специальных станках ее гранулируют, прессуют и в таком виде продают. “Бумагу мы прессуем и отправляем на бумагоперерабатывающие комбинаты, которых в Беларуси девять”, — объясняет главный инженер завода. ПЭТ-бутылки измельчают. Стеклобой собирают и вывозят: белый и коричневый — на завод в поселке Елизово Осиповичского района, там из него делают банки и бутылки. Зеленый закупает предприятие в Санкт-Петербурге. Алюминиевые банки забирает УП “Вторчермет”.
В качестве жизненного анекдота главный инженер рассказал о случаях, когда люди выбрасывали драгоценности, деньги, а затем приезжали на предприятие и готовы были копаться в горах мусора, чтобы найти выброшенную вещь. Однажды прямо по конвейеру как ни в чем ни бывало “ползла” крупная долларовая купюра...
Конечно, пока линия переработки не приносит заоблачных сумм, зато она уменьшает наш моральный долг перед будущими поколениями. Гора мусора, которую мы оставим после себя, станет хоть немного меньше в размере и ресурсов прибавится, если относиться к отходам рачительно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter