Долговые обязательства

Сможет ли Беларусь рассчитаться с кредиторами своими силами?

Сможет ли Беларусь рассчитаться с кредиторами своими силами?

Размер внешнего долга Беларуси — вот что сегодня заботит умы экономистов. Нынешний год, а также следующий должны стать пиковыми в части выплат иностранным кредиторам. Нагрузка на расходную часть бюджета пусть и не предельная, но все-таки ощутимая. Еще в минувшем году в правительстве, обсуждая текущие обязательства Беларуси, не раз произносили слово «реструктуризация». То есть стоит ли стране брать еще деньги в долг под выгодные проценты, чтобы рассчитаться по прежним долгам? В нынешнем году эта тема звучит уже более осязаемо, однако конкретики, будет ли Беларусь в очередной раз брать на себя долговые обязательства, пока нет.

По данным Минфина, по состоянию на начало января внешний государственный долг составлял 19 % ВВП при пороговом значении 25 %. Зато валовой внешний долг на эту же дату приблизился вплотную к максимально обозначенной планке в 55 % ВВП. В общей сложности и государственный внешний долг (правительства и Нацбанка), и негосударственный (банков, национальных и акционерных компаний) составил $ 34,1 млрд. В нынешнем году Беларусь должна будет отдать по своему государственному долгу более $ 3,1 млрд., что вдвое превышает суммы, выплаченные в прошлом году. Поэтому совсем не удивительно, что белорусские власти заявляли о намерении рефинансировать, как минимум, 50 % этой суммы. В настоящий момент Беларусь должна восьми странам Европы, Азии и Америки.

Примечательно, что нынешний год можно назвать в каком-то смысле этапным, ведь впервые кардинально меняется структура выплат: из общей суммы в $ 3,1 млрд. только 23 % ($ 713 млн.) приходится на погашение процентов, все остальное — уже платежи по основному долгу. Это означает, что Беларусь начинает рассчитываться с кредиторами, следовательно, постепенно будет снижаться долговая нагрузка страны.

На минувшей неделе тему внешнего долга поднял на пресс-конференции вице-премьер Петр Прокопович. «Мы привлекаем внешние кредиты, внешние займы для того, чтобы обеспечить стабильность экономики, в том числе и с точки зрения реструктуризации внешней задолженности», — сказал заместитель главы правительства. При этом особо отметил, что размер внешнего долга нам пока удавалось удержать в допустимых пределах. К примеру, за последний год его размер практически остался неизменным. По состоянию на 1 января 2013 года он составил $ 12 млрд., ровно год назад находился на той же отметке. «Конечно, чтобы произвести выплаты, республика вынуждена часть средств заимствовать, в том числе и за счет Антикризисного фонда ЕврАзЭС. Также рассматривается возможность получения кредита от Российской Федерации. Но нам предстоит только отработать технику этого вопроса», — отметил Петр Прокопович.

Беларусь действительно недавно обращалась к России с просьбой о выделении кредита в размере $ 2 млрд., но, по мнению некоторых СМИ, соседка в помощи нам в категоричной форме отказала. Петр Прокопович указал, что это не совсем так — вопрос оказался нерешенным из-за «технических» сложностей. Минфин России не смог окончательно определиться с ссудой, поскольку в их бюджете на нынешний год такая сумма просто не предусмотрена. «Поэтому мы сейчас вместе с ними решаем, как технически решить эту задачу. Думаю, это будет хорошим решением, мы уверенно проведем процесс модернизации в стране, используя для этого в том числе и внешние заимствования», — объяснил Петр Прокопович.

Похоже, что двухмиллиардный займ пока еще можно назвать «журавлем в небе», но есть у Беларуси и вполне конкретные «синицы». В числе предполагаемых источников рефинансирования Петр Прокопович назвал средства из очередных траншей Антикризисного фонда ЕврАзЭС, которые должны поступить в нынешнем году. Наши соседи перечислят нам двумя долями еще $ 880 млн. Кроме того, рассматривается всерьез очередной выпуск евробондов на $ 500—600 млн. Этот инструмент показал себя как очень эффективный способ привлечения капиталов. Равно как и выпущенные внутри страны валютные облигации для физических и юридических лиц.

Еще недавно в правительстве считали, что реструктуризацию долга можно было провести за счет Международного валютного фонда (МВФ), которому Беларусь, кстати, и должна весьма круглую сумму по кредиту, выданному в начале 2009 года. Однако в МВФ продолжают пространно говорить о том, что они намерены «продолжить активный диалог с Беларусью и предоставление ей технической помощи». А вот что касается новой финансовой программы, то для этого по-прежнему необходимо «внушающее доверие обязательство, принятое на самом высоком уровне в отношении комплексного пакета мер, который мог бы получить достаточную поддержку со стороны стран — членов МВФ». Такой пакет мер, по словам главы миссии МВФ в Беларуси Дэвида Хофмана (на снимке), должен включать меры макроэкономической политики, обеспечивающие стабильность, а также конкретные шаги по углублению структурных реформ. «Стороны пока незначительно продвинулись в переговорах по обсуждению возможной программы. Для таких переговоров нужны действительно надежные, внушающие доверие обязательства, принятые всеми ветвями власти», — пояснил на днях Дэвид Хофман на пресс-конференции журналистам. Проще говоря, в МВФ даже не намекают, а говорят прямым текстом: для того чтобы получить послабления, необходимо убедительно доказать, что Беларусь пойдет на любые требования международной финансовой организации.

Беларуси по силам самой рассчитаться с кредиторами. В прошлом году, как недавно отметили в белорусском правительстве, платежи по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга к валютной выручке составили $ 1,5 млрд., или 2,9 % поступившей в страну валютной выручки при пороговом значении не более 10 %. То есть при удачном стечении обстоятельств и выгодной внешней конъюнктуре страна заработает нормально. Но главной проблемой в вопросе обслуживания внешнего долга является отвлечение ресурсов из экономики. На это также указал глава миссии МВФ. По его мнению, установленный прогнозный показатель по росту ВВП в 8,5 % «очень напряженный». «Во всем мире найдется мало стран, у которых экономический рост на таком высоком уровне. Поэтому задача, которую поставила перед собой Беларусь, представляется довольно сложной», — подчеркнул Хофман. Он также обратил внимание на то, что задача представляется еще более сложной ввиду того, что достигать запланированных темпов экономического роста правительство Беларуси рассчитывает за счет экспорта в условиях снижения покупательной способности, а в странах-партнерах относительно низкие темпы экономического роста.

Фото: БЕЛТА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter