Долгострой

Как получить выгоду от брошенных зданий?
Как получить выгоду от брошенных зданий?

Большая Берестовица — типичный малый городок. Промышленные предприятия там можно пересчитать по пальцам одной руки, а число жителей не доходит даже до семи тысяч. А ведь все могло быть иначе! В середине 80–х годов прошлого века небольшим районным центром Гродненщины живо заинтересовались в Москве. Грандиозный, даже по нынешним меркам, проект союзного значения впечатлял: строительство в белорусском городском поселке экспериментальной фабрики спортивной одежды, на швейное производство планировалось привлечь известные иностранные фирмы. Перед Большой Берестовицей открывалась заманчивая перспектива: несколько тысяч новых рабочих мест, жилой микрорайон, большие налоги в районный бюджет. Однако с распадом Советского Союза стройка зачахла. Теперь о ней напоминают лишь пустующие коробки разрушающихся зданий.

Первый раз я побывал здесь полтора десятка лет назад. С тех пор тут мало что изменилось. Несколько раз трехэтажную громадину с длинным производственным корпусом пытались продать или разобрать по кирпичику, да все тщетно. Районные власти хотят быстрее избавиться от обузы. Но... не могут. Это — объект республиканского значения. А в столице пока не спешат на помощь. Что делать?

Переписка между Берестовицким райисполкомом и Республиканским центром олимпийской подготовки конного спорта и коневодства, на балансе которого числится недостроенная фабрика, длится давно. В последнем письме из Минска сообщалось, что «в настоящее время ведется оформление документов по консервации указанных объектов незавершенного строительства и их регистрации с целью продажи через аукцион». Но прошло полгода, а ни один из трех подготовленных лотов даже не выставлялся на торги. Заместитель генерального директора РЦОП конного спорта и коневодства Евгений Полубенко это объяснил тем, что документы сейчас находятся на рассмотрении в Министерстве спорта и туризма.

Не дожидаясь, пока собственник «незавершенки» проявит большую настойчивость, местные власти сами ищут купцов. Однако тех отпугивает стоимость бесхозных стен. «Приезжали к нам литовцы, хотели открыть тут швейное производство, но когда узнавали, что только за здания без ремонта им надо отдать 3,5 миллиарда рублей, сразу же теряли интерес, — сетует председатель райисполкома Михаил Ситько. — По этой же причине ни с чем уехали польские бизнесмены, которые предлагали здесь выращивать шампиньоны».

Интерес к долгострою, рядом с которым расположены все коммуникации, проявляло и ОАО «Красносельскстройматериалы». Тоже не сошлись в цене. А ведь для городского поселка открытие нового производства, даже меньшего масштаба, чем канувшая в Лету фабрика, — большое подспорье. Зарегистрированных безработных вроде и немного — всего 72 человека, но реально незанятых здесь во много раз больше.

Заместитель председателя райисполкома Наталья Микульчик надеется, что с введением изменений в аукционные торги покупателей найти будет проще: «Закон теперь позволяет продать объект всего за одну базовую величину, что должно привлечь инвесторов. Вдобавок они получат право на льготное налогообложение, действующее для малых городов. Это же выгодно!»

Однако недостроенная фабрика — не единственный брошенный с советских времен объект на территории Берестовицкого района. Ему в наследство достались и здания бывшей воинской части со складами и емкостями для хранения топлива. Часть сооружений, расположенных в лесу, недалеко от железной дороги, законсервировали. Несколько раз их выставляли на торги, но интереса никто не проявлял. В марте — очередной аукцион.

...Тем временем в райисполкоме подсчитывают убытки: только на охрану бывшего военного городка в 2007 году ушло 56 миллионов бюджетных рублей. Весьма чувствительная цифра для скромной районной казны. Когда же она будет пополняться за счет «размороженных» и проданных зданий фабрики, мне не сказал никто.

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter