“Маленькая Вера” давно выросла и в этом году отмечает свое 30-летие

Долгое путешествие в ночь

В конце 1980-х советские кинематографисты почувствовали дух свободы, и на экраны выплеснулся поток того, что позже назовут “перестроечной чернухой”. Этих фильмов будет много и по прошествии времени их скоро забудут. Почти в каждом из них непременно присутствовали обнаженная женская грудь (вспомним голую секретаршу из “Города Зеро” Карена Шахназарова) и Сталин — к примеру, в фантазии “Спальный вагон” Владимира Хотиненко как видение, а в “Черной розе...” Сергея Соловьева как полноценный персонаж. Однако картине Василия Пичула “Маленькая Вера” суждено было остаться в кинематографических анналах.

Кадр из фильма “Маленькая Вера”
 
Несмотря на то что по всем параметрам “Маленькая Вера” была махровой чернухой, бичевавшей советскую действительность, автору сценария и супруге режиссера Марии Хмелик и самому Василию Пичулу — молодым и раскрепощенным — удалось выйти на какое-то обобщение, которое заставляет возвращаться к этому фильму и сегодня. Прошло 30 лет, но проблематика “Маленькой Веры”, увы, не устарела. Это тоже повод задуматься всем нам...

Семейную драму Пичула с интересом смотрели как в Советском Союзе, так и за рубежом. На премьере в московском Доме кино раздались крики “Позор!”, и большая группа консервативно настроенной публики покинула зал. 

В год выхода картины ее посмотрели почти 60 миллионов советских зрителей. Исполнительница главной роли Наталья Негода мгновенно стала звездой, получила профессиональное признание в виде премии “Ника” (молодая актриса обошла даже великую Нонну Мордюкову, номинированную за фильм Александра Аскольдова “Комиссар”). Негода появилась на обложке не только культового журнала “Советский экран”, но и Playboy.

Василий Пичул снимал “Маленькую Веру” в своем родном Мариуполе, который на тот момент еще назывался Жданов. В съемочную площадку превратили обычную хрущевку. Оператор Ефим Резников проявил чудеса изобретательности и профессионализма, чтобы зрителю было не скучно смотреть на естественные интерьеры тесной советской квартиры. И действительно — как в капле воды порой отражается весь мир, так и в этой квартире сфокусировался кризис семейных ценностей конца XX века. “Это про нас! Это про мою семью...” — горестно всхлипывали зрители в Мексике и Канаде, а режиссеру оставалось только удивляться такой реакции.

“Маленькая Вера” попала в десятку. Многие коллеги Пичула захотели повторить его успех. Казалось бы, что может быть проще? Возьми молодых сексапильных героев а-ля Соколов и Негода, добавь чернухи, откровенных сцен и обшарпанных стен... Но уже не получилось. Ни “Авария — дочь мента”, ни “Роковая ошибка”, ни даже “Меня зовут Арлекино” не снискали такого всенародного признания. Они не вышли на обобщение, и сегодня их никто не пересматривает. В них не было этого надмирного философского взгляда, какой был у авторов “Маленькой Веры”. Если и сравнивать этот фильм с какими-то другими примерами в искусстве, то только самого высокого порядка. Например, с камерной, но от этого не менее душераздирающей пьесой нобелевского лауреата Юджина О’Нила “Долгое путешествие в ночь”. Неожиданно сквозь неуютные мариупольские пейзажи, хит Софии Ротару “Вот и лето прошло” на стихи Арсения Тарковского, кричащий, но так соответствующий самой последней моде того времени макияж, проросла настоящая фреска о гибели семьи, понятная на всех континентах.

Ведь о чем говорил Пичул? О том, что люди XX века перестают слышать друг друга, перестают любить и понимать. Мы становимся не способными к сочувствию и состраданию, наши органы чувств атрофированы, а мышление шаблонно. Мы зависим от чужого постороннего мнения, а не от мнения своих близких. Привлекало еще и то, что авторы никого не осуждали, не выносили никакого приговора кому-то из героев. Каждый из них, как в древнегреческой трагедии, не мог отступиться от собственной ипостаси и шел строго намеченным курсом.

“В то время мы с Васей увлекались венгерским кино, для которого такие сцены были в порядке вещей, — вспоминала позже сценарист Мария Хмелик. — Мы не думали, что она вызовет такой эффект у советского зрителя”. Сцена и в самом деле произвела эффект разорвавшейся бомбы. Даже в недавней телепередаче “Привет, Андрей!” к ней все время возвращались. В гости к Андрею Малахову пришла почти вся съемочная группа, и период работы над фильмом они вспоминали с большой любовью. Не было только самого главного человека — Василия Пичула. Он умер от рака легких в 2015 году в возрасте 54 лет.

pepel@sb.by

СПРАВКА “НГ”

Призы и награды фильма “Маленькая Вера”

• 1988, МКФ в Венеции — премия FIPRESCI.
•  1988, МКФ в Монреале — специальная премия жюри.
•  1988, МКФ в Чикаго — приз “Золотой Хьюго”.
•  1989, МКФ фильмов-дебютов в Анже — Гран-при за лучший полнометражный фильм.
•  1989 — премия “Ника” за лучшую женскую роль.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter