Долгое эхо Мендельсона

Главный аргумент в пользу брачного контракта — будущее ваших детей
Главный аргумент в пользу брачного контракта — будущее ваших детей

Новая редакция Кодекса о браке и семье, которая сейчас готовится к рассмотрению во втором чтении Палатой представителей, вряд ли способна разрешить все «вечные» вопросы взаимоотношений мужа и жены. Они были, есть и будут всегда, какой бы совершенный закон ни придумали. Собственно, авторы проекта, очевидно, и не преследовали столь утопической цели. Перед ними стояла другая, не менее сложная задача: усовершенствовать уже действующий Кодекс о браке и семье — сделать его более гибким и современным. На мой взгляд, им это сделать удалось.

О том, что новая редакция кодекса предусматривает статьи о равенстве супругов и дает им право заключать брачный контракт, «СБ» недавно писала. Поэтому не будем лишний раз на них останавливаться. Тем более что нововведения не ограничиваются только лишь нормами о взаимоотношениях мужа и жены. Самые значимые, на наш взгляд, поправки законопроекта касаются куда более ответственной сферы семейных отношений — воспитания детей.

Так, например, проект предусматривает, что родители, лишенные родительских прав и уклоняющиеся от воспитания своих детей, будут обязаны полностью возмещать расходы, затраченные государством на их содержание. К слову, действующий ныне Кодекс о браке и семье обязывает их выплачивать только алименты и только до достижения ребенком 18–летнего возраста. Согласно же новой редакции документа нерадивые папы (или мамы) будут обязаны полностью возместить затраты государства на воспитание детей до их трудоустройства, включая период обучения в вузах или других учреждениях образования. Правда, заметим, что все это не относится к родителям, которые признаны недееспособными или по состоянию здоровья не могут исполнять родительские обязанности. С них затраты на воспитание взыскиваться не будут.

Но на этом новшества по части ответственности родителей за воспитание своих чад не заканчиваются. В ходе подготовки новой редакции кодекса ко второму чтению группа депутатов Палаты представителей выступила с любопытной инициативой, касающейся материального положения детей из неполных семей. Они предложили разработчикам ввести в кодекс норму, которая бы обязывала отца или мать, оставивших семью с ребенком, исполнять свои алиментные обязательства и после наступления совершеннолетия детей, в случае если они учатся на дневном отделении средних и высших учебных заведений. Логика парламентариев здесь такова: если государство берет на себя обязательство содержать социальных сирот до их полного вступления во взрослую жизнь, включая и период их профессионального образования, то дети из неполных семей с этой точки зрения нередко остаются обделенными. Примеров тому в реальной жизни предостаточно. Не каждая мать–одиночка, согласитесь, в состоянии дать высшее образование своему сыну или дочери. С окончанием школы и наступлением совершеннолетия воспитание ребенка ведь не заканчивается. Поэтому, как считают депутаты, мать или отец, в одиночку воспитывающие детей, вправе рассчитывать на поддержку второго родителя. Желание парламентариев таким образом хотя бы отчасти разрешить проблему воспитания детей в неполных семьях вполне оправданно. Но вся беда в том, что, во–первых, данное положение, будь оно прописано на уровне закона, автоматически вступит в противоречие с нормой того же самого Кодекса о браке и семье, который гласит, что алименты выплачиваются лишь до наступления совершеннолетия. Кроме того, данное нововведение, как считают некоторые эксперты, может обострить другую социальную проблему — иждивенчество. Ведь поступить в вуз можно и в 18 лет, но студентом можно быть и в 25, и в 35. И все это время он вправе будет рассчитывать на алименты. Некоторые дети к тому времени могут обзавестись уже собственными семьями. Кстати, отмечу, что юристы ряда структур, в том числе и главного правового управления Администрации Президента, указали депутатам на эти нестыковки. Но выход из сложившейся ситуации был найден специалистами Министерства юстиции. Проанализировав аналогичное законодательство других стран, они предложили депутатам позаимствовать опыт Украины. Там эта проблема решается с помощью суда, который, рассмотрев все обстоятельства дела, может вынести решение, обязывающее родителя–алиментщика поддерживать своего ребенка материально и после наступления его совершеннолетия. Причем в суд имеет право обратиться как мать ребенка, если именно она воспитывает его, так и сам ребенок. Это предложение было поддержано депутатами на недавнем заседании Комиссии Палаты представителей по охране здоровья, физической культуре, делам семьи и молодежи.

«Действительно, опыт Украины в этом вопросе мы посчитали вполне приемлемым для нас, — сказал в беседе со мной заместитель председателя депутатской комиссии Владимир Исаев. — Ведь это позволит обращаться в суд не только тем, кто рассчитывает на помощь ради получения образования, но и тем неполным семьям, которые по тем или иным причинам нуждаются в материальной поддержке и после достижения ребенком 18–летнего возраста. В жизни же бывают разные обстоятельства. Их, по идее, и должен детально изучить суд, для того чтобы вынести свое решение в ту или иную пользу». Предложение Минюста, по словам депутата, сейчас находится на согласовании в Совмине, и, если оно будет там одобрено, не исключено, что после этого появится в новом Кодексе о браке и семье. Кроме того, напомнил Владимир Исаев, все вопросы воспитания детей, в том числе и их материальной поддержки после наступления совершеннолетия, супруги могут добровольно оговорить в брачном контракте. В этом случае, как вы понимаете, в суд обращаться уже не придется.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter