Почему один из крупнейших гомельских проектов «Восточный обход» остановился в начале пути

Долгий путь в обход

Транспортный проект «Восточный обход» — самый масштабный в современной истории развития Гомеля. Более 40 километров магистрали, мост через реку Сож и пять путепроводов. Такова концепция транспортной разгрузки областного центра с выводом из города приграничных транзитных потоков. Однако и в советское время, когда он разрабатывался, и в наше, когда попытались дать ему старт, реализовать мегапроект, оцененный в 200 миллионов долларов, оказалось непростой задачей.



В городских архитектурных кругах припоминают конец 70–х, когда «Восточный обход» оформлялся как проект. Тогда центральную городскую улицу Советскую в час пик можно было пересечь с закрытыми глазами, не рискуя оказаться под колесами авто. Скептики отпускали шпильки в адрес разработчиков даже с оглядкой на интенсивность трассы Одесса — Санкт–Петербург, проходящей через город: мол, к чему такие масштабы, где возможны такие автомобильные потоки... Но вот реалии нашего времени. Ныне в Гомеле практически каждый третий житель при автомобиле. Всего же в городе 172 тысячи машин. Для сравнения: в 2011–м их было около 150 тысяч. Собственно, эта тенденция роста и заставила городские власти несколько лет назад пересмотреть транспортную схему развития областного центра. Прежняя концепция перестала поспевать за темпами автомобилизации. «Восточный обход» остался в силе и вошел в очередной генплан развития Гомеля. Заместитель начальника управления архитектуры и градостроительства Гомельского горисполкома Кирилл Гапеев объясняет, почему проект нужен:

— «Восточный обход» решает несколько важных задач. Во–первых, он позволит перераспределить автомобильные потоки, уменьшив нагрузку на центр города, а это подразумевает экологию, вопросы износа дорожной инфраструктуры.



Во–вторых, связать строящиеся новые микрорайоны с Гомелем прямыми путями. В–третьих, ускорить транзитные транспортные потоки в Россию и Украину. Так что «Восточный обход» ориентирован не только на интересы города, но и региона в целом.

То, что были предприняты попытки перевести проект в реальность, — факт. Заместитель директора предприятия «Управление капитального строительства города Гомеля» Александр Шишкевич возвращает в 2008 год:



— Тогда были сделаны первые шаги в реализации проекта, который разделили на четыре этапа. С 2009 по 2012 год при долевом участии республиканского и областного бюджетов, а также кредитных ресурсов Минфина направили на его реализацию 12 миллионов долларов. Отдельные участки ввели в эксплуатацию, задействовав в жизни города. Однако около семи лет назад из–за финансовых трудностей вынуждены были приостановить очередной этап работ.

Точка заморозки — участок от улицы Хатаевича до улицы Добрушской с мостом протяженностью 400 метров через реку Сож. Только на этот отрезок в 5,5 километра требуется около 65 миллионов долларов. В городском исполкоме не скрывают — для местного бюджета это более чем серьезные деньги.

Держим путь к проблемной точке на карте. Грунтовая дорога тянется параллельно песчаной насыпи почти в шесть метров высотой и длиной около двух километров, поросшей леском. Это и есть отстроенная часть «Восточного обхода» — магистральный подъезд, ведущий к реке. А вот и мост, застывший в начале пути. Успели заложить фундамент береговой опоры и выйти на русловую. Картинку запустения оживляют лишь рыбаки — явно насиженное место лова... Предполагаю вслух:

— Если вдруг завтра откроется финансирование, все это придется разбирать?

Александр Шишкевич, похоже, не однажды отвечал на подобный вопрос:

— Корректировка, конечно, потребуется. Прежде всего документации. Прошло семь лет. За это время могли измениться нормы. О степени износа конструкций можно будет сказать только после проведения их обследования.

В том, что проект востребован, больших сомнений нет. Новые микрорайоны–спутники, отделенные от Гомеля рекой, делают еще более насущной эту прямую связь с «большой землей». Альтернативные варианты расширения центральных улиц, которые в последние годы активно использует город для борьбы с пробками, тоже небесконечны. Наверняка тысячи горожан подписались бы под продолжением строительства обхода и, надо полагать, включились бы в субботники и прочие почины в его пользу. Мнения, возможно, разделились бы только в одном случае: если бы пришлось расставлять приоритеты и выбирать между «Восточным обходом» и, скажем, строительством школ и детских садов в новых микрорайонах, обустройством их инфраструктуры...

Проект хотя и приостановлен, но остается в поле зрения. Как рассказали в Гомельском горисполкоме, он включен в Государственную инвестиционную программу. Проект входит и в перечень государственно–частного партнерства в Беларуси. Недавно он привлек внимание инвесторов из Южной Кореи, с которыми городские власти по весне провели переговоры. Все ли варианты исчерпаны для продолжения «Восточного обхода»? Однозначно не ответить. Каждый год несет перемены и открывает возможности, которых прежде не было.

СПРАВКА «СБ»

Проект «Восточный обход» предполагает строительство магистральной дороги от северного въезда в город (с трасс М–5 и М–8) до южного выезда из города в сторону Чернигова и с выходом на трассу М–10 (Брянск, Российская Федерация) протяженностью более 41 километра с мостом через Сож и пятью путепроводами. Дорога будет состоять из шести полос и обслуживать ежедневный трафик в 18 тысяч автомобилей. Строительство объекта такого уровня одновременно с введением логистических центров в Гомельской области и близостью аэропорта позволит создать крупный современный инфраструктурно–логистический центр и значительно нарастить объемы внешней торговли.

draluk@sb.by

Фото автора.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter