
Об этом зашел разговор во время встречи с советником по торгово-экономическим вопросам Посольства Китая в Беларуси Лю Сюэсун. «Ежегодно мы импортируем на 2 триллиона долларов, все страны хотят занять свою долю на нашем рынке», — справедливо заметил он. Серьезные шансы есть и у Беларуси. Особенно по продовольственной группе. Уже 15 белорусских молочных заводов получили право поставлять свою продукцию в КНР. Лю Сюэсун отметил: огромным спросом пользуется белорусское детское питание. У него есть немало знакомых, которые просят его приобрести, так сказать, в частном порядке. Совершенно неожиданно удостоились похвалы наши текстильные товары. «Носки, чулки очень хорошего качества», — заметил Лю Сюэсун. И часы он носит наши, «Луч». А еще в Китае набирает популярность водка, постепенно оттесняя традиционные спиртные напитки. Словом, в большой стране в водовороте ее внутреннего спроса можно найти самые неожиданные ниши. Правда, при всем дружественном отношении наших стран полки под наши товары сами собой не освободятся. На них надо прорваться. Вот и Лю Сюэсун заметил: хорошие товары в Беларуси есть. Купить подарки для своих друзей и близких на родине у него не составляет труда. Чего хотя бы стоят наши льняные коллекции. «Но для большой торговли необходимо проводить рекламную кампанию», — дипломатично заметил он. Власти Китая приветствуют белорусские товары на своем рынке, но создать для них какие-то уникальные условия не могут — страна является членом ВТО и должна соблюдать конкурентное равноправие. Впрочем, значение таможенных тарифов, по мнению советника, теряет свой смысл. На первый план выходят качество, продвижение товаров, сервис. Увы, нынче это чуть ли не самые слабые места у белорусских производителей. Если над ними поработать, то появятся и огромные экспортные перспективы.
Впрочем, совершенно неожиданно выяснился еще один интересный вектор сотрудничества — импорт китайских товаров в нашу страну. В таможенной статистике двух стран существует интересный парадокс. По данным китайского ведомства, экспорт в Беларусь в прошлом году составил 0,76 миллиарда долларов, а наши таможенники говорят об импорте из КНР на 2,4 миллиарда долларов. Такое кардинальное расхождение данных объясняется предельно просто: львиная доля китайских товаров проходит через оптовые компании в странах—партнерах по ЕАЭС. Поэтому поставка происходит в адрес российских и казахстанских компаний, соответственно, в учете китайской статистики так и проходит. А потом эти товары поступают на белорусский рынок и проходят по своей графе.
Впрочем, проблема-то кроется не в цифровых разногласиях. Ведь получается, что только треть импорта китайских товаров в нашу страну поступает напрямую, а более 60% — через зарубежных посредников. Соответственно, частично и добавленная стоимость остается в первой стране-импортере. Перевод на прямые поставки товаров на 1,7 миллиарда долларов способен дать дополнительные доходы нашей экономике.
volchkovvv@mail.ru