Долгий путь домой. Истории животных, нашедших семью

Каждый из них прошел собственный круг ада. Отголоски прошлого до сих пор мучают этих животных и их нынешних хозяев, которые взяли на себя ответственность заново научить своих питомцев доверять людям. 

Яна и Вишня 

С Яной и Вишней мы встретились в парке Павлова на Петровщине. Увидев приближение «чужака», собака сразу же спряталась за хозяйку. 

— Это Вишня, — представила Яна своего питомца. — Она у нас немного стеснительная, — рука девушки ласково потрепала собаку по голове.

История дружбы Яны и Вишни началась в приюте «Дом собачьей надежды». Тогда девушка только начала заниматься волонтерской деятельностью.

— В прошлом году умерла моя собака. Ему уже было 12 лет, и для всей семьи это была трагедия. Чтобы справиться с психологической травмой, я решила стать волонтером в приюте. Там я познакомилась с Вишней, — говорит Яна.

Пока мы шли по парку, Вишня постоянно оборачивалась на хозяйку, словно спрашивая: можно ли доверять этому человеку? Я поделилась своими наблюдениями с Яной. 

— Да, она так часто делает, — говорит девушка. — Когда к нам подходит незнакомец, ей нужно мое одобрение, мол, он тебя не обидит.

Причина такого осторожного поведения собаки — долгая жизнь на стройке вместе со щенками. 

— Девушка-куратор из приюта, которая спасла Вишню, рассказывала, что собака жила с щенками в яме на стройке. Временами оставляла их, чтобы найти пищу, — рассказывает Яна. — Когда ее привезли в приют, Вишня очень боялась громких, резких звуков. Не подпускала к себе людей.


 Около семи месяцев Яна присматривала за Вишней в приюте, но после не выдержала и забрала собаку к себе домой. 

— Она порезала себе лапу на выгуле. Пришлось зашивать. Рану нужно было обрабатывать, менять повязки. Я приходила в приют, подходила к ее вольеру и говорила: "Вишенка, иди сюда". Она опускала голову, подползала ко мне и лезла обниматься, — вспоминает Яна. — Она как маленький ребенок, который поранился и лезет к маме на ручки, чтобы его пожалели. Я поняла:  все, мое сердце не выдержит. 

Яна делит собак на простых и проблемных. Простые, по словам девушки, это животные, которые никого не боятся, они не сталкивались с человеческой жестокостью. Вишня относится к проблемным собакам.

— Когда берешь на себя ответственность за собаку, которая была обижена человеком, очень сложно заново научить ее доверять. Нужно приложить много сил, чтобы дать понять, что никогда не причинишь ей зла. Приют и дом — это разные вещи. В доме она привыкает к конкретному человеку, к его семье, гулять утром и вечером, есть в определенные часы, не грызть все подряд. И когда вместе вы преодолеваете все эти ступени, результат не может не радовать. Я вижу, как она постепенно перестает бояться громких звуков в квартире, как она бежит встречать меня у порога. 



Сейчас Вишне все еще не по себе от большого скопления людей и резких звуков. Даже сильный порыв ветра заставил собаку прильнуть к ноге хозяйки. 

— Она уже не так боится, как раньше. Но какие-то страхи все равно остались. Например, из машины боится выходить. Мне кажется, она думает, что уедут без нее. Кто знает, как она оказалась на стройке. Может вот так привезли, бросили и уехали. В квартире она уже не дергается, когда что-то падает или когда моя младшая сестра кричит, — привыкла, — говорит Яна. — У нее есть свое место в доме — розовый пледик. Но Вишня у нас очень хитрая. Когда все идут спать, она ложится на свой плед с таким видом, мол, как вы меня посмели положить сюда?! Спустя время ты чувствуешь, что в ногах уже что-то крутится. 

Алина, Илья и Рисик 

С невероятной человеческой жестокостью столкнулся Рисик, он же Умка. 


Несколько лет прожил в деревне, где его подкармливали местные жители. Неизвестно, что случилось, но однажды кто-то попытался задушить собаку с помощью проволоки. Пес вырвался, а проволочная удавка осталась на шее. 

— Рисика смогла поймать его куратор из приюта. Завезла к ветеринару, там сделали операцию и достали проволоку. До сих пор шрам есть, — рассказывает Алина. — Сначала он не подпускал к себе вообще никого. Если видел, что хотят надеть на него поводок, в глазах появлялась такая боль и страх… Потому что на него также накинули удавку и пытались задушить. 

Алина с первого взгляда влюбилась в умные глаза своего будущего питомца.

— Несмотря на то что с ним случилось, он не проявлял никакой агрессии. Забивался в угол и терпел все обработки и перевязки. Несколько месяцев с его куратором мы занимались приучением к шлейке, лотку, выгулу.  Все шло медленно, потому что приют был за городом. Зато было время познакомиться с собакой, узнать ее характер, — любовно смотрит Алина на Рисика, к которому подошла маленькая девочка, чтобы погладить. 


Рисиком пес стал уже после того как попал к ребятам домой. До этого волонтер-куратор дала ему кличку Умка. 

— Мы решили, что у него должна начаться новая жизнь.

Илью, молодого человека Алины, пес сначала боялся. На привыкание к хозяину ушло две недели.

— Я думаю, тот, кто это сделал с Рисиком, был мужчина. И теперь он с опаской относится ко всем мужчинам, — говорит девушка. 


Сейчас у собаки кроме лежанки в отдельной комнате есть даже собственный Инстаграм-акаунт, который ведут Илья с Алиной.

— Я туда фотографии загружаю чаще, чем в свой, — смеется Илья. 

— Рисик стал так часто появляться в ленте нашего Инстаграма, что мы решили завести ему отдельный аккаунт, — говорит Алина.

У собаки есть не только Инстаграм-аккаунт, но и личный стикерпак в Телеграме. 

— Я просто загрузила его фотографии в Photoshop, вырезала и добавила в Телеграм, — показывает  девушка стикеры на телефоне. 

Эльмира и ее «банда»

Эльмира Агаева начинала помогать общественному объединению защиты животных «Эгида» материально. Потом с подругой стали подбирать, стерилизовать и пристраивать животных в своем городе, в Горках. С 2012 они создали группу помощи бездомным котам и собакам ВКонтакте. 


 — У меня частный дом с огороженной площадкой для выгула, есть вольер с тремя будками. Летом, когда ухожу на работу, оставляю животных на свежем воздухе. А сейчас холодно — дома закрываю. Гуляют только два раза: утром и вечером, — рассказывает владелица мини-приюта. 

Среди мохнатых жильцов больше кошек. 

— Мы стараемся брать девочек, чтобы сразу их стерилизовать. Или животных в тяжелом состоянии, — говорит Эльмира. — Например, у меня живет кот Батон. Я смогла его пристроить, но хозяева вернули назад. Сказали, ходил мимо лотка. У кота оказалась мочекаменная болезнь, требовался особый уход, специальный корм, наблюдение врача, во время обострения — уколы, таблетки, травки. Поэтому не пристраиваю. Со мной он уже 4 года. Ни разу за это время не сходил куда не положено. 

Остался у Эльмиры не только кот Батон, но и пес Белюсик. На его теле практически не осталось живого места. 

— Белюсика взяли для охраны курятника, а потом выбросили на улицу. Кто-то порезал его ножом, затем сбила машина. Два месяца собака лежала парализованная у моей напарницы. Та возила ее в детской коляске на дизеле в Витебскую ветеринарную академию. Лечила, делала массаж. После травмы у Белюсика остался парез задних конечностей, из-за чего он очень медленно ходит, и свищ на шее, который не заживает. Бывают эпилептические приступы, но редко, — рассказывает о собаке Эльмира. — Белюсика все обижают, даже коты моей напарницы. А собаки так даже к миске с водой не подпускают. Его трудно выгуливать — медленно ходит, и ноги заплетаются из-за травмы. К тому же ошейник нельзя надевать — он натирает незаживающую рану на шее. Так как у меня частный дом, собаки могу выходить гулять во двор, когда захотят, их не надо выгуливать на поводке. Мы решили, что лучше для Белюсика, если он будет жить со мной. 


По стопам Эльмиры пошла и ее дочь Гюнель. Сейчас у нее живут три кота и одна собака. 

— Тигруша, один из моих котов, выпал из окна. Я увидела объявление о нем и взяла к себе, потому что животному нужен был специальный послеоперационный уход. Сюда входит обработка спиц, швов, снятие спиц, затем мы разрабатывали ему лапу, так как перелом старый и мышцы атрофировались. Для этого плавали в ванной. Хотела найти ему хозяев со временем. В итоге оставила себе. Бублика нашла на стройке моя знакомая и решила, что надо спасать. Потому что был мороз на улице, а у собаки передняя лапа перебита. Ему сделали операцию. И я взяла его на передержку. Вот живет уже четыре года.


Один из самых «тяжелых» случаев — Алмаз. По словам девушки, на деньги, что ушли на лечение кота, можно было купить этот драгоценный камень. 

— Моя подруга позвонила мне вся в слезах, говорит, что нашла кота, у него из глаза что-то висит. Я ей говорю: «Вези в клинику, там решим». Естественно, с первого раза она его не поймала. Кот убегал. Лишь спустя неделю, когда животное из-за болезни совсем ослабло, мы его словили. Что-то свисающее с глаза оказалось быстрорастущей опухолью, которая росла и вытеснила глазное яблоко. Была сделана операция, в
дальнейшем гистологическое исследование подтвердило, что опухоль доброкачественная. Нас отправили домой и дали шанс на выживание в 10 процентов. Кот попал на чудесную передержку. Каждый день мы ездили с ним в клинику на перевязки и вычищение из зашитого глаза выделений. Через неделю он пошел на поправку, но появилась проблема со стулом. Мы нашли причину: оказалось, у кота был перебит таз, а хвост и вовсе оторван и держался благодаря коже. Мы долго думали: ампутировать его или нет. Решили пока не вводить в наркоз животное. А потом началось загноение кожи...  Мы сменили несколько передержек для кота, и в итоге нашли ту единственную хозяйку, которая спустя полгода сказала, что попрощаться с котом уже не может.


Гюнель спасла собаку, которую хозяева привязали к забору усыпальницы для бездомных животных на улице Гурского. 

— Я увидела пост в группе усыпальницы. Когда я приехала за собакой, то с трудом подцепила на удавку. Она кусалась, лаяла. Но как только я привезла ее к нам и отвела в вольер, собаку словно подменили. Она начала ласкаться, позволила себя погладить. Позже ее взяли на передержку. Но собаке стало плохо, и мы повезли ее в клинику. Оказалось, гастроэнтерит. Страшнее ничего нет, шансы на выживание очень малы, — говорит Гюнель. — Собаке дважды в день нужно было делать уколы, я ездила на передержку и проводила все процедуры. Поняла, что улучшения нет. Мы нашли стационар, где у собаки был уход 24/7. Я каждый день ездила и пыталась ее кормить. Аппетита у собаки не было вообще. Сколько счастья у меня было, когда она съела кусочек консервы. Сейчас красотка уже выписалась, мы ее стерилизовали, вылечили от ушного клеща и ищем ей дом. 

Фото автора и из архивов героев
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter