Источник: Знамя юности
Знамя юности

Алексей Котковец собирается на Олимпиаду, но мечтает о большем

Долгий полет

Молодой белорусский метатель намерен побить 25-летний рекорд страны

На днях Алексей Котковец выиграл онлайн-турнир, организованный Белорусской федерацией легкой атлетики. Соревнования, в которых соперницей 22-летнего спортсмена стала лучшая белорусская метательница копья Татьяна Холодович (участники соревновались с гандикапом, равным разнице между личными рекордами), были отправной точкой нового сезона. Из-за пандемии коронавируса и карантина в спорте он лишь начинает понемногу разгоняться, но у Котковца на него серьезные планы. Еще в минувшем году парень громко заявил о себе, выиграв бронзу молодежного чемпионата Европы и отправив копье на серьезное даже для взрослых спортсменов расстояние – 82,63 метра. За 82 метра – «гроссмейстерская» граница в метаниях – копье улетело у белоруса и на стадионе «Халифа» в Катаре, где Котковец искренне расстроился, что всего нескольких сантиметров не добросил до попадания в финал. Наконец, нынешний год Алексей начал с рекорда Беларуси. Молодежного, но и тот не могли обновить уже очень давно. А Котковец сделал это трижды в ходе одних соревнований! Теперь настраивается на новые достижения и втайне радуется, что Олимпиаду в Токио было решено перенести на год. 


– Три молодежных рекорда Беларуси в феврале: сам-то как относишься к тому, что в 21 на тот момент год метал так, как взрослым мужикам не удается?

– Сюрпризом для меня стал момент, когда я впервые отправил копье за 80 метров. Я на тот момент еще не чувствовал движения, которое бы позволило так далеко метать. А потом вдруг сложилось: вот, оказывается, как я умею! До того момента смотрел на ребят, которые так метали, и думал: как это им удается? После попыток за 80 я словно преодолел какой-то внутренний рубеж. 

– Твой лучший результат в нынешнем сезоне – 82,84 метра – позволяет до сих пор занимать третью строчку взрослого рейтинге в Европе и пятую – в мире. Для тебя это много значит?

– Здесь важно помнить, что сезон-то остановлен. С одной стороны, видеть себя на таких высоких строчках рейтинга, находиться рядом с ребятами, которые показывают очень сильные результаты, приятно. Но при этом я понимаю, что это временно. Опытные спортсмены, имеющие существенно более высокие результаты, еще толком не начинали сезон. Очевидно, что, когда они выйдут в сектор, меня потеснят: 82,84 метра – это хороший результат, но есть те, кто метает намного дальше. 


– Какую цель ты ставил для себя на нынешний сезон до того, как все в спорте пошло кувырком? 

– Сейчас примеряюсь к отметке 85 метров. Это олимпийский норматив. По итогам зимы думал, что показать такой результат реально. Что-то нужно доработать в техническом плане, устранить какие-то мелкие ошибки, но психологически такие попытки я уже выполнял. Чувствую, что готов к ним, пониманию движение, которое позволит метнуть так далеко. Сейчас это уже не мечта, а цель, которую рано или поздно я достигну.

– Можешь сказать, что перенос Олимпиады сыграл в твою пользу?

– Определенный плюс в этом, конечно, есть: у меня будет больше времени для подготовки. Окрепну, наберусь опыта. Но при этом выполнять нормативы нынешним летом я не смогу. Квалификационный период начинается лишь в декабре. С другой стороны, если взять мой нынешний результат – 82,84 метра, то с большой долей вероятности он позволит мне добраться в Токио по рейтингу. 

– В прошлом году ты уже был на взрослом топ-турнире – чемпионате мира в Дохе. Какие ощущения остались от того дебюта?

– Точно не было восторга: «Вау! Как я здесь оказался?» Да, статус турнира очень высокий, да, соперники серьезные, но я воспринимал происходящее именно как просто очередной старт, на котором нужно выйти в сектор и показать то, на что способен. Да, рядом метали ребята вроде Томаса Ролера или Юлиана Вебера, но я понимаю, что все мы – люди, каждый завоевал право выступить на чемпионате мира. Просто у кого-то сейчас что-то получается чуть лучше и технически чище. 


– Лидерами минувшего сезона стали Магнус Кирт и Йоханнес Веттер. У обоих результаты – за 90 метров. Это космос какой-то…

– Результаты за 90 метров сегодня не может показать большинство спорт­сменов. Да, если углубиться в историю, посчитать тех, кто перебрасывал 90 метров за все время проведения соревнований, учесть результаты, показанные старым вариантом копья, то народу наберется достаточно много. Но сейчас стало важнее попасть в ветер, многое зависит от условий. С другой стороны, в попытках за 90 метров также есть большая доля психологии. Как когда-то для меня отметка в 80 метров. Когда ее преодолел, дальше показывать такие результаты становится проще. Сейчас вот думаю про 85…

– Там и до рекорда Беларуси – 87,40 метра – недалеко, а он Владимиру Сасимовичу принадлежит с 1995 года.

– Почти два с половиной метра – считай, целое копье. Немало, но я пока о рекорде не задумываюсь. Сейчас для меня гораздо важнее добиться стабильности. Если удастся, то и рекорды со временем придут. 


– А что скажешь про мировой рекорд Яна Железного из Чехии? 98,48 метра! Это какие-то совершенно нереальные цифры. Быть может, мировые достижения действительно стоило бы обнулить, как многие и предлагают сделать?

– Знаю точно, что 98,48 метра – это космос. Я просто не представляю, как показывать такие результаты. Ближе всех из современных лидеров к ним подбирался немец Йоханнес Веттер, который метнул на 94,44. Но этот на четыре метра ближе! Наверное, у каждого своя техника и свои возможности. В случае Железного, как говорят, сошлись все звезды. И условия, и форма, и техника, которая у чеха, конечно, была идеальной. Многие метатели даже сегодня берут пример именно с Железного. Он ведь не просто один раз метнул и «сдулся». Стабильно метал на протяжении долгого времени, оставался в секторе аж до 40 лет. Не каждый так выдержит! Но свой рекорд он, между прочим, показал где-то в 30 с небольшим лет, а мне пока лишь 22. Все впереди!

komashko@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter