Долгие версты войны

Письма, пришедшие в редакцию накануне Дня Победы, — по–настоящему драгоценные свидетельства уходящей эпохи, трагической и величественной...

Письма, пришедшие в редакцию накануне Дня Победы, — по–настоящему драгоценные свидетельства уходящей эпохи, трагической и величественной. Их авторы — участники Великой Отечественной войны. Эти люди узнали, что такое ад на земле. Простые смертные, они сумели побороть в себе страх, отчаяние, переступить через страдания и лишения и спасти себя, спасти своих близких, хотя, конечно же, не всех. Они сохранили мир и его будущее. Именно эти мужчины, женщины, дети обладали силой духа, которая помогла им не сломиться, выстоять, победить.


В честь героя


Бывая в Гомеле, посещая там родные места, не могу обойти стороной фабрику «Полеспечать», где установлена мемориальная доска Герою Советского Союза Т.С.Бородину. Здесь он прошел путь от токаря до инженера. В 1941 году Т.С.Бородин остался в Гомеле для борьбы с фашистскими оккупантами в подполье. Но 8 мая 1942 года гитлеровцы арестовали его, подвергли зверским пыткам и 20 июня расстреляли...


8 мая 1965 года в день 20–летия Победы на фасаде здания фабрики в честь отважных героев–подпольщиков установили мемориальную доску. Имя Т.С.Бородина навечно занесено в список работников этого предприятия.


Недавно я побывал на фабрике «Полеспечать» и был глубоко тронут вниманием и бережным отношением работников к увековечению памяти участников Великой Отечественной войны и ветеранов труда. Мои искренние слова благодарности коллективу «Полеспечати», председателям совета ветеранов Центрального района Ю.Г.Шевчуку, Железнодорожного района Т.И.Адамович, главе администрации Железнодорожного района С.Н.Кравцову за чуткое отношение к памяти подпольщиков Гомеля, погибших в годы Великой Отечественной войны.


Евгений БОРОДИН, Минск.


«Мы с того света...»


На месте концлагеря Озаричи стоит памятник, напоминающий о страшной трагедии, произошедшей здесь во время войны, которую забыть невозможно. Сюда мы постоянно приезжаем в день освобождения из лагеря (19 марта) или в День освобождения Беларуси (3 июля). С одним из наших освободителей, Иваном Павловичем Захарченко, мне посчастливилось встретиться спустя 40 лет после изгнания врага.


В 1984 году отмечали 40–летие освобождения Беларуси, и на это торжество пригласили в Светлогорск воинов 65–й армии, участников операции «Багратион». На праздничном собрании во Дворце культуры химиков рядом со мной сидел морской офицер. Я узнал, что он освобождал в нашем районе деревню Здудичи, был ранен, а после освобождал концлагерь Озаричи в Калинковичском районе. Тогда его бойцы подобрали двоих деток, сидевших рядом с убитой мамой. Малыши гладили ее и все просили: «Мама, пошли, люди уже далеко...» Женщина подорвалась на мине, соступив с разминированной тропки. Солдаты вынесли детей на дорогу Бобруйск — Калинковичи и на попутной машине отправили в город. Этих ребятишек и наша семья видела, но никто не мог подобрать, так все были обессилены, больны.


Адам БУСЕЛ, Светлогорск.


Им всюду мерещились партизаны


Я очень хорошо помню, как первый раз увидел фашистов. Шел июнь, стояла теплая ясная погода. Со стороны железной дороги и поселка Словени начали двигаться колонны немецких войск. Военную технику тянули тяжеловесные лошади. Некоторые повозки покрывали маскировочные накидки с большими черными крестами. Одна такая колонна остановилась недалеко от нашего дома, мы все очень испугались. Вдруг из сарая выскочили два поросенка и в один миг оказались возле немцев. Солдаты приготовились выстрелить в них. Мы с братом Владимиром хотели сорваться с места, чтобы загнать поросят обратно, но родители удержали нас. Мне было 10 лет, и я до того никогда не видел никакого оружия, вообще не слышал звуков выстрелов. И когда немцы гонялись за поросятами и стреляли, мне было очень страшно и жалко убитых поросят.


После случившегося отец, бывший солдат Первой мировой войны, много мне рассказал, что такое война и почему Германия напала на нас. Заканчивая, он сказал, что если бы мы пошли за поросятами, они и нас постреляли бы заодно.


Чтобы защитить себя и железные дороги от нападения партизан, немецкое командование издало приказ: по сторонам крупных шоссейных и железных дорог на расстоянии 50 метров срезать деревья. Для этой работы привлекали жителей ближайших деревень, в основном молодежь, подростков. Когда ребята делали перерыв на отдых, немцы–надзиратели любили тренировать своих собак: спускали с привязи и давали команду набрасываться на людей. Так произошло с моей сестрой Аней, когда она работала на вырубке леса.


Однажды утром к дому подъехала машина, из нее высадили плачущую Аню с забинтованными окровавленными ногами. Как выяснилось, молодой немец натравил на нее собаку, сестра не смогла убежать и злобное животное сильно искусало ей ноги. У Ани случилось заражение крови. Она вся опухла — даже глаз не видно. Через знакомого отец сумел договориться с немецким врачом. Но за лечение и лекарства требовалось отдать 100 штук яиц, 10 кур и полугодовалого поросенка. За помощью обратились к соседям. Они нам и помогли. Только когда все условия врача оказались выполненными, тот начал лечить Аню.


Немцы очень боялись партизан. Видят деревянный столб или бегущих по улице детей — им начинают мерещиться партизаны и они открывают огонь. Так ранили моего семилетнего брата Евгения...


Однажды в нашу деревню явился карательный отряд. Всех жителей разделили: мужчин — в одну шеренгу, молодежь — в другую, а женщин и детей отправили по домам. Командир приказал: молодежь едет в Германию, мужчин — расстрелять. Выстроили раздетых сельчан возле ям, где копали глину для кирпичного завода, и тут случилось неожиданное: невдалеке в кустарнике залегли партизаны и с разных сторон стали стрелять по карателям. Те бросили смертников и кинулись сами удирать.


После освобождения мужчин из нашей деревни забрали в армию. Отец по возрасту не подходил, да и дети у него были маленькие. Но он сам попросился на фронт. Ушел вместе со своими младшими братьями — Гавриилом и Григорием. Вернулся с войны с наградами. С радостью и гордостью встретили мы отца и его братьев.


Михаил МАШКОВИЧ, Минск.


Вспомним фронтовых друзей!


Я прошел с боевыми друзьями–белорусами путь от реки Друть и до Берлина, служил с ними 8 лет. Николай Фурсов, Владимир Лукашонок, Василий Сырцов, Василий Казанок, Н.Березка — они храбро сражались. Хочу поздравить всех с Днем Победы. Спасибо Президенту Александру Лукашенко за то, что не забывает солдат, меня наградил медалью за освобождение Беларуси.


Помню, когда до Берлина оставалось совсем немного, на реке Шпрее нам преградил путь широкий канал с обрывистыми бетонными берегами. Немцы сопротивлялись. На отпор им послали хорошо вооруженную группу из бывших опытных партизан, в которую вошли Фурсов, Сырцов, Лукашонок, Березка, Казанок, Полоник. Им поставили задачу задержать фашистов до подхода наших частей, если понадобиться — взорвать мост. Мужественно сражались наши ребята, хотя силы были неравны. Получив ранение в ногу, Лукашонок не ушел с поля боя, забрасывал врага гранатами. Когда подошла помощь, на месте схватки нашли убитыми 80 немецких солдат. За этот подвиг группу белорусских автоматчиков представили к наградам.


Когда пришел приказ прекратить огонь, наши сердца, так много пережившие, наполнились огромной радостью. Автоматные очереди известили о конце войны. Николай Фурсов и я черным углем написали на стенах рейхстага свои имена и откуда мы пришли.


Петр ВОЛКОВ, ветеран Великой Отечественной войны, Краснодарский край.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter