Долги российских крестьян приближаются к двум триллионам рублей

НЫНЕШНИЙ год стал для российского сельского хозяйства в некотором смысле этапным. Закончилось действие одной программы — «Развитие АПК», которая проводилась с 2008 года, и началась реализация долгосрочной Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. На рубеже исполнения двух масштабных проектов самое время посмотреть, что же получает отечественный сельхозпроизводитель от государства, какова отдача вложенных инвестиций и что нас ждет впереди, пишет российcкий интернет-портал КM.RU.

НЫНЕШНИЙ год стал для российского сельского хозяйства в некотором смысле этапным

НЫНЕШНИЙ год стал для российского сельского хозяйства в некотором смысле этапным. Закончилось действие одной программы — «Развитие АПК», которая проводилась с 2008 года, и началась реализация долгосрочной Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. На рубеже исполнения двух масштабных проектов самое время посмотреть, что же получает отечественный сельхозпроизводитель от государства, какова отдача вложенных инвестиций и что нас ждет впереди, пишет российcкий интернет-портал КM.RU.

На конференции «Общероссийского народного фронта», где Владимир Путин позабавил собравшихся, когда пожаловался, что у него из крана тоже иногда течет ржавая вода, министр сельского хозяйства Николай Федоров был чрезвычайно серьезен. Еще бы: в нынешнем году прирост просроченных кредитов на селе увеличился еще на 25 млрд. рублей, а в целом проблемная задолженность АПК составила около 150 млрд. Цифра очень серьезная — попахивает массовым разорением российских сельхозпроизводителей.

На программу «Развитие АПК» с 2008 по 2013 год из федерального бюджета выделялось около 200 млрд. рублей. На ее преемницу, Госпрограмму по развитию сельского хозяйства, ассигновано 1,5 трлн. рублей до 2020 года. Причем в обосновании Госпрограммы четко сказано, что столь значительные средства выделяются не только для обеспечения продовольственной независимости России, но и для скорейшей адаптации отечественной аграрной отрасли к условиям ВТО.

Первое, что отмечают эксперты сельскохозяйственного рынка: выделенные государством средства расходуются неэффективно и безалаберно, а Минсельхоз за несколько лет так и не сумел наладить необходимую и эффективную систему контроля.

По условиям первой программы господдержки сельхозпроизводитель мог получить дотацию по выплате процентов по банковскому кредиту, компенсацию в 15 процентов по затратам на лизинг машин и оборудования и такую же скидку на покупку отечественной техники. Широкая реклама первой Госпрограммы сделала свое дело: на каждый вложенный государством рубль в сельское хозяйство было инвестировано до 5 рублей частных инвестиций. То есть бизнес поверил в серьезность намерений правительства.

Однако до 2009 года Минсельхоз практически не занимался отбором и оценкой перспективности проектов, выдвигаемых на льготное финансирование, перепоручив это региональным властям. Подобная вольница породила массовые случаи финансовых нарушений.

В это трудно поверить, но первая серьезная финансовая инвентаризация была проведена только спустя пять лет после начала действия первой Госпрограммы, в августе нынешнего года, когда уже была запущена вторая Госпрограмма. Выяснилось, что, помимо прямого инвестирования от Минсельхоза, «Россельхозбанк» выделил на поддержку сельскохозяйственных проектов 667 млрд. рублей, «Сбербанк» — 503 млрд., «Росагролизинг» — 81 млрд. рублей. Таким образом, к 2012 году общая задолженность сельскохозяйственных организаций составила 1,8 трлн. рублей. Эта сумма на 20 проц. превышает объем общей выручки российских аграриев. А 150 млрд. рублей — это деньги, оказавшиеся под угрозой невозврата.

Ревизия выявила и другую интересную цифру: государство по своим обязательствам осталось должно сельхозпроизводителям 34,6 млрд. рублей. Правда, за последние месяцы этот долг удалось сократить до 21 млрд., и государство в лице чиновников Минсельхоза обещает, что он будет полностью погашен.

В настоящее время программа государственного субсидирования распространяется на 29 тыс. сельскохозяйственных кредитов, взятых под конкретные проекты. Общая сумма займов на сегодняшний день составляет почти 900 млрд. рублей.

В Минсельхозе говорят, что хотят снизить уровень такой чрезвычайной закредитованности и найти возможность оказывать финансовую помощь только перспективным аграриям, от кого можно ждать реальной отдачи. А тем, кто привык жить за счет субсидий, обещают короткий, но жесткий разговор. Однако сами сельхозпроизводители жалуются, что более строгий отбор проектов на практике зачастую означает невозможность получить льготный заем.

А в «Россельхозбанке» уверяют, что разработали более 60 программ для корпоративных клиентов — крупных агрохолдингов и сельхозпредприятий, и около 40 различных предложений для малого и среднего бизнеса. «Большинство кредитных продуктов банка предусматривает возможность использования поручительств гарантийных фондов, государственных и муниципальных гарантий», — отметили в банке. Там рассказали, что разработали, в частности, программу «Надежный клиент». По ней кредит выдается даже без залога. А ставки по кредитам для сезонных работ могут составить от 9 до 10,75 проц. годовых.

В новой Госпрограмме, которая начала действовать с января 2013 года, решили постепенно переходить от субсидирования кредитов к целевым выплатам сельхозпроизводителям. За каждый обработанный гектар фермер может получить до 500 рублей. Но и это новшество не принесет желаемого результата, полагают многие эксперты.

На конференции «Общероссийского народного фронта» выступали аграрии, приехавшие в Москву со всех концов страны. Представитель Липецкой области Микаэл Нанушьян привел такой пример: фермеры Евросоюза сейчас получают поддержку, в пересчете на российские деньги, в среднем по 12 тыс. рублей на гектар. У них есть возможность взять кредит на срок до 30 лет под 4 проц. Кроме того, работает полноценное агрострахование, которое защищает их от рисков, связанных с погодными и другими катаклизмами. Российские сельхозпроизводители о таких условиях пока могут только мечтать.

По материалам Интернет-ресурсов

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter