Долги не будут тяжкими

Граждан, берущих микрозаймы, сделают более защищенными

Реальная стоимость банковских кредитов, в особенности выдаваемых «на скорую руку» прямо в магазине, без справок о доходах, ходатайств поручителей и прочих документов, — тема, уже набившая оскомину. Белорусы, даже зная обо всех подводных камнях таких продуктов, продолжают пользоваться ими. Плачут, но платят. Однако «алчность» представителей банковского сектора нередко меркнет на фоне тех условий, которые выставляют своим заемщикам микрофинансовые организации (МФО).

В Нацбанке не раз говорили, что сегодня из всего многообразия действующих МФО и предлагаемых ими финансовых услуг нарекания у граждан вызывает лишь одна — это предоставление гражданам «ультракоротких» займов. То есть на короткие сроки — до пенсии, зарплаты или стипендии. Условия выделения таких займов, прямо сказать, кабала. Вот взять, к примеру, «стандартные» предложения: Br 1 млн. на 30 дней под 3 % в сутки. К концу этого срока позаимствованная сумма вырастает практически вдвое. И это еще при условии, что в договоре, который подпишет заемщик, не окажется дополнительных крючков и «ловушек»…

Микрокредитные организации иногда некорректны не только в денежных аспектах, но и банально в вопросах этики. Высокую стоимость займов им простить еще можно. Все-таки бизнес — это «ничего личного». А вот то, что в заключаемые с гражданами договоры займа часто включаются такие условия, как, например, согласие заемщика на распространение в Интернете информации о ненадлежащем исполнении им условий договора, — это уже чересчур.

Понятно, что влететь в число должников МФО совершенно не проблема. Все дело в пресловутой финансовой грамотности, вернее, в безграмотности. Клиенты зачастую берут взаймы, не имея вовсе никакого представления об источниках появления у них в такой короткий срок средств для возврата долга, что автоматически приводит к нарушению условий договора и следующим за этим штрафным санкциям, судебным спорам, взысканиям…

Все проблемные вопросы с МФО возникли ввиду отсутствия в Беларуси специального законодательства, регулирующего микрофинансовую деятельность и содержащего нормы, направленные на защиту прав потребителей микрофинансовых услуг. К примеру, в России соответствующие законы были приняты еще в 2009 году, а в Казахстане — в 2003-м. В Беларуси в прошлом году был разработан и согласован со всеми заинтересованными ведомствами проект Указа Президента «О некоторых вопросах правового регулирования деятельности микрофинансовых организаций». Так, документом было предусмотрено, что в целях защиты прав потребителей микрофинансовых услуг по договорам микрозайма «не допускается взимание МФО с заемщика каких-либо дополнительных платежей за пользование микрозаймом или изменение в одностороннем порядке размера получаемых заимодавцем с заемщика процентов по микрозайму и порядка их определения, размера неустойки (штрафа, пени) по договору и сроков действия этих договоров». Недопустимым посчиталось бы и применение к заемщику неустойки за досрочный возврат долга.

Одним из инструментов противодействия случаям злоупотребления МФО своими правами по определению условий договоров займа является норма о том, что размер неустойки по договору не может превышать размер микрозайма. Помимо этого, при необходимости Национальный банк даже намеревался устанавливать предельные размеры получаемых заимодавцем с заемщика процентов по микрозаймам.

С принятием этого законодательного акта будет решаться еще один, не связанный с функционированием МФО, вопрос, — потенциальная опасность возникновения финансовых пирамид, осуществляющих привлечение денег от населения по договорам займа.

Что примечательно, никаких «крестовых походов» на МФО ни Нацбанк, ни другие госорганы устраивать вроде как не намерены. Дело в том, что такие компании на рынке нужны и даже важны. Они будут дополнять спектр финансовых услуг для той категории граждан, которым по различным причинам банки отказывают в предоставлении кредита ввиду обоснованной консервативной кредитной политики. Да и сами банки, почувствовав под боком конкурента, должны стать к клиентам более лояльными.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter