Как интеграционная структура помогает хозяйствам выбраться из долговой ямы?

Долги и бонусы центра силы

2. Холдинг в роли "волшебника"-буксира

НЕЛЕГКУЮ ношу взвалили на Полоцкий комбинат хлебопродуктов. С начала года интеграционная структура на его базе расширяет границы. К присоединенным ранее перерабатывающим и 8 сельхозпредприятиям добавляются в доверительное управление еще 13 хозяйств. У большинства плачевное финансовое положение, низкие надои, нет денег на удобрения. Об этом шла речь в первом письме из Витебской области. Большинство хозяйств Ушачского района взялся поддержать КХП. Между тем скептики могут спросить: а получится ли это? Не сомневаюсь. Уверенность появилась после знакомства с опытом интеграционной структуры по, образно говоря, вытаскиванию из болота слабых хозяйств.


ЕЩЕ в 2009 году хозяйство «Горяны-Агро» Полоцкого района стало филиалом комбината хлебопродуктов. Почему пошли на такой шаг? У сельхозпредприятия были большие трудности. Комплекс по откорму КРС на 5600 голов работал из рук вон плохо: среднесуточные привесы всего 450 граммов. На помощь пришли переработчики. Головное предприятие, как сообщил «Сельской газете» заместитель гендиректора Полоцкого КХП по сельскому хозяйству Михаил Максименко, отремонтировало животноводческие помещения, закупило технику, прежде всего посевную и кормозаготовительную. Отрегулирована технология выращивания и откорма. Сейчас привесы в два раза выше первоначальных. Взялись и за молочную отрасль. На одной из ферм построили хозспособом доильный зал и перевели коров на беспривязное содержание. 

Словом, ко времени появления Указа № 320 от 25 августа 2016 года «О развитии сельскохозяйственного производства Витебской области» у КХП уже был опыт поддержки хозяйств. Согласно этому документу и по решению руководства области, на базе комбината создана Полоцкая интеграционная структура. Кроме головного предприятия, в нее вошли Полоцкий молочный комбинат, Миорский мясокомбинат, Миорский комбикормовый завод и 8 сельхозорганизаций не только из Полоцкого, но и из близлежащих районов.

ВОТ пример филиала комбината «Маяк-Ушачский». Предприятие создано на части земель Ушачского райагросервиса, проходящего процедуру банкротства. Основное подразделение — комплекс по выращиванию крупного рогатого скота. Мощность его 2,5 тысячи голов, но заполнен он был лишь на 20 процентов. Денег и кормов — ноль. Такие же и привесы. Техники тоже практически не было. Комплексу около 30 лет, помещения старые. 

Комбинат начал помогать своеобразно: брал травяные корма у других хозяйств для погашения долгов перед переработчиками за поставленные комбикорма и иную продукцию. По такой же схеме получали и молодняк. Естественно, на первых порах столкнулись с немалыми проблемами. Кадры, грубо говоря, разболтаны, дисциплина никакая. И неудивительно. Не было ни толкового руководства, ни заработной платы. Навели порядок. Одних уволили, другим погрозили пальцем. Дело потихоньку пошло на лад. Сейчас даже очередь желающих устроиться работать на комплекс.

Действовали не только кнутом, но и пряником. Значительно подняли зарплату. Люди даже не верили, что такое возможно. На первых порах работники получили по 300 рублей. Да, мало. Но раньше не имели даже минимальной зарплаты. По сути, и эти деньги не были еще заработаны. Выданы авансом, но с расчетом, что работники оправдают доверие и ответят старательностью. Холдинг помог в прошлом году и провести полевые работы, посеять, обработать, убрать.

Директор филиала «Маяк-Ушачский» Александр Шкодин много лет проработал руководителем сельхозпредприятий. Утверждает: не мог представить ситуацию, чтобы не было фуража. Поэтому в первую очередь обратил внимание на заготовку травяных кормов, без которых комплекс не смог бы существовать. Если полные траншеи сенажа и силоса, зимой можно жить спокойно.

Комплекс стал постепенно заполняться. Сейчас животных в 3 раза больше, чем было вначале. Еще немного, и выйдет на проектную мощность. Но главное, с нулевых среднесуточных привесов бычков по итогам прошлого года поднялись на 600 граммов. Пока маловато. Но надо учитывать, что было на старте. Кстати, с начала этого года уже прибавили до 624.

КХП немало денег вложил в ремонт животноводческих помещений. Обновили сенажную траншею, рядом построили еще одну. Навели порядок на территории, отвели сточные воды. 

Сразу было 1700 гектаров земли. Сейчас добавляется еще 1100. Жизнь требует выращивать зерно, чтобы были свои концентраты. Осенью уже посеяли 460 гектаров. 

Растут размеры хозяйства, нужно больше техники. Холдинг поставил четыре энергонасыщенных трактора, на подходе еще два и десяток менее мощных. Сельхозфилиал получил шлейф почвообрабатывающей и кормоуборочной техники.

ЕЩЕ более тяжелое положение было во время вхождения в холдинг у СУП «Близница» Полоцкого района. Своих денег нет, банк в долг не давал из-за низкого кредитного рейтинга. Директор Бронислав Пилипенок вспоминает: когда два года назад стал руководителем хозяйства, оно успело набрать у молочного комбината в счет будущих поставок для зарплаты и текущих расходов 550 тысяч рублей. Огромная сумма. 

Помогать комбинат хлебопродуктов начал еще до того, как хозяйство формально стало его структурным подразделением. Оно находилось в доверительном управлении, а в состав интеграционной структуры вошло только с начала этого года. 

Холдинг поддержал комбикормом, стройматериалами, ремонтом техники. Естественно, за все надо было рассчитываться. Но выгода большая: платить требовалось с большой отсрочкой. Поэтому не надо тратиться на текущие расходы. А доходы шли на расчеты с кредиторами. В итоге произошло то, во что сразу никто не верил: за полтора года обязательства перед молочным комбинатом погасили. Сейчас, наоборот, уже переработчик должен больше 100 тысяч рублей. То есть появилась возможность со временем постепенно рассчитываться и с головным предприятием. Вот наглядный механизм того, как интеграционная структура может помочь конкретному хозяйству. По такой же схеме КХП намерен работать и с другими сельхозпредприятиями, вошедшими в доверительное управление.

Бронислав Пилипенок замечает: по сути, комбинат хлебопродуктов вернул хозяйство к жизни. В 2016 году от коровы получили 4100 килограммов молока, в прошлом — 5300. Согласитесь, феноменальный скачок. Но, самое главное, люди почувствовали облегчение. Два года назад они едва получали по 300 рублей в месяц. Многих это не устраивало, увольнялись. Сейчас зарплата 500. За год намерены поднять еще на 10 процентов.

За счет чего еще стал возможен успех? Комбинат дал технику, людей. Появилась возможность вовремя посеять и убрать урожай, заготовить корма в оптимальные сроки. Отремонтировали старые и построили 4 новые сенажные траншеи. Это положительно сказалось на животноводстве. Увидев, что хозяйство поднимается из руин, начали возвращаться и работники. В 2018-м планируется надоить от коровы 5800 килограммов. Для этого есть все ресурсы. Будет дополнительное молоко, появятся деньги. Можно и долги отдать, и зарплату повысить.

Как живет хозяйство сегодня, в чем поддержка интеграционной структуры? Активно готовятся к весенним полевым работам. Главный инженер Николай Свирко пояснил: головное предприятие помогает ремонтировать технику. Если нужны запчасти, достаточно позвонить на комбинат, и нужные детали быстро привозят.

 Тракторист КХП Виктор Прашкевич постоянно закреплен за этим хозяйством, работает на МТЗ-1221. Сейчас вместе со слесарем Николаем Иванько готовят технику к севу. Каждый день их вместе с другими работниками привозят на микроавтобусе из Полоцка. Не доставляют ли неудобств ежедневные поездки? Ничего, отвечают, привыкли. Да и добираться всего полчаса. Почти то же самое, что ехать с одного конца города в другой. Зато есть выгода. С весны до осени 2 раза в день кормят. Платить надо лишь 30 процентов от стоимости. Есть хороший стимул добросовестно работать: если нарушишь дисциплину, придется вносить всю сумму.

ОТРАБОТАННЫЕ схемы помощи интеграционная структура намерена применить и в ОАО «Клястицы» Россонского района, которое вошло в доверительное управление. Правда, здесь своя особенность. В 2011 году хозяйство начало строительство молочно-товарного комплекса на 900 голов дойного стада. Через 2 года процесс застопорился: не было денег. Из-за низкого кредитного рейтинга банки в долг не давали.

Какой выход? КХП берет кредит на завершение строительства комплекса. Запустить его планируется до конца этого года. Следом начнется заполнение животными, пойдут молоко, деньги, часть которых станут перечислять комбинату для расчета с банком. 

За прошлый год здесь надоили от коровы 3400 килограммов молока, рентабельность его производства 6 процентов. Маловато для товара, который нередко называют белым золотом. Значит, надо прибавлять. Но если новый объект комплектовать скотом с такой же продуктивностью, окупаемости затрат придется ждать слишком долго. Возможно, вложенные деньги не вернутся никогда. Директор ОАО «Клястицы» Владимир Бондаренко сразу отметает сомнения. Новый комплекс намечается заполнять добротными нетелями из других хозяйств интеграционных структур, матери которых давали высокие надои.

Естественно, все делается не просто ради увеличения производства продукции. Конечная цель — повышение доходов и уровня жизни работников. За прошлый год средняя зарплата составила 380 рублей. Весьма скромно, хотя это самый высокий показатель в Россонском районе. В этом году ставится задача приблизиться к 500 рублям. Однако уже сейчас людям разъясняют: деньги не свалятся с неба, их просто так никто не даст, надо зарабатывать самим. Способ один — повысить производительность труда.

У «Клястиц», как и у других хозяйств, поступивших в доверительное управление интеграционной структуры, техника сильно изношена. Как обновить парк? Начальник управления по сельскому хозяйству, главный агроном холдинга Валерий Бумаженко сообщил: часть машин уже получена, скоро поступит еще 12 энергонасыщенных тракторов, 6 кормоуборочных и 4 зерноуборочных комбайна. Словом, собирается большая сила. Надо умело ее распределить. В интеграционной структуре создаются 5 мехотрядов. Конечно, везде будет задействована прежде всего своя техника. А это, говоря военной терминологией, своеобразный резерв главного командования. Его бросают на самые горячие участки.

ЕСТЕСТВЕННО, возникает вопрос: где Полоцкий КХП берет силы и деньги на поддержку хозяйств? У него нет золотой жилы, не бьет нефтяной фонтан. Об источниках инвестиций — в следующем материале.

gedroiz@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter