США наращивает госдолг, Беларусь - сокращает

Долги до востребования

Недавно государственный долг США побил новый психологический рекорд, превысив 22 триллиона долларов. И, как следует из данных ежегодного отчета, опубликованного американским минфином, продолжает расти. Например, за полминуты, пока вы читали эти строки, американский долг увеличился примерно на 1 миллион долларов.

Фото  business.ua

Однако столь колоссальная, на взгляд обывателя, цифра не может обмануть профессиональных экономистов. Тревоги за американскую экономику и пророчества ее скорого краха не выдерживают никакой критики, если на проблему госдолга как такового взглянуть иначе.

Прежде всего стоит напомнить, что государственным долгом страны называют финансовые займы ее правительства для погашения дефицита бюджета (не путать с внешним долгом!). Обычно госдолг рассчитывается в национальной валюте страны или в долларах, но для большей наглядности отображается как процент заимствования от внутреннего валового продукта этой страны — то есть от размера экономики.

И вот здесь оказывается, что абсолютное цифровое лидерство США ни о чем не говорит. Обратите внимание на нашу инфографику. Согласно последнему Справочнику ЦРУ по странам мира, в лидерах по процентному соотношению своего госдолга к ВВП выступает совершенно другая страна — Япония. Одна из самых высокоразвитых стран, между прочим. Причем если на октябрь 2017 года (время сбора данных) размер ее госдолга составлял 236,4 процента от ВВП, то к началу 2018-го превысил 253 процента.

По мнению аналитиков, единственное, что спасает Токио от дефолта, — большая часть долговых обязательств принадлежит внутренним частным и юридическим лицам, а не иностранным спекулянтам. К тому же государство располагает достаточно крупными резервами. И все же госдолг, превышающий ВВП в 2,5 раза, висит дамокловым мечом над Страной восходящего солнца. Один из самых тревожных звонков для японской экспортно ориентированной экономики — более девяти миллиардов долларов внешнеторгового дефицита. Такой показатель был зафиксирован в начале текущего года.

Что же касается США, то они на 34-м месте. С тех пор, как Дональд Трамп стал президентом страны в начале 2017 года, госдолг увеличился более чем на 2 триллиона долларов. Одними из основных факторов стали снижение налогов в декабре 2017-го и деятельность конгресса в 2018 году, направленная на увеличение военных расходов и расходов на национальные нужды. Шатдаун (временное закрытие федеральных правительственных учреждений) и дорогостоящее обустройство границы с Мексикой ситуацию лишь усугубляют. Рейтинговое агентство Fitch уже предупредило о возможном понижении суверенного рейтинга США с нынешнего уровня AAA.

Если приостановка работы правительства продолжится до 1 марта, а через несколько месяцев проблемой станет потолок госдолга, нам, возможно, придется задуматься о нормативной базе, неспособности принять бюджет. И о том, уместен ли при этом рейтинг ААА, — заявил старший аналитик Fitch по вопросам госдолга Джеймс Маккормак.

По прогнозам американских экспертов, в ближайшие годы дефицит бюджета будет расти, причем с 2022 года ежегодный дефицит превысит один триллион долларов и ниже этого уровня не опустится до 2029 года. В основном рост будет происходить за счет увеличения расходов на финансирование социальных программ и Medicare, поскольку поколение беби-бума 1946—1960 годов продолжает выходить на пенсию.



На этом фоне финансовая ситуация в нашей стране видится вполне благополучной. По данным Министерства финансов, на 1 января 2019 года госдолг Беларуси составил 45,4 миллиарда рублей и увеличился по сравнению с началом 2018 года на 3,2 миллиарда — на 7,6 процента. Внешний госдолг по состоянию на начало года составил 16,9 миллиарда долларов. Согласно данным аналитиков ЦРУ, на октябрь 2017 года размер белорусского госдолга составлял 51 процент от ВВП. К концу 2018-го он снизился до 38—39 процентов. И курс на снижение будет продолжен, сообщил министр финансов Максим Ермолович:

— Что касается государственного долга, то мы уже в 2018 году приступили к досрочному погашению ряда обязательств с тем, чтобы снижать долговую нагрузку поэтапно. Мы определили для себя трек на снижение уровня госдолга по отношению к ВВП — к 2025 году до 25 процентов. Это вдвое ниже сегодняшнего порогового значения экономической безопасности.

osipov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter