Долги заграничных структур помогает получать назад прокуратура

Долги делают экспортеры, а возвращают - прокуроры

Поставки молока и мяса за границу: как уберечься от рисков и кто получает при этом свою выгоду?
Внешняя просроченная дебиторская задолженность предприятий и организаций Минской области с начала года возросла на 44 процента и составила более 97 миллионов рублей. 

В переводе с официального это означает, что нашим предприятиям зарубежные партнеры задолжали больше 50 миллионов долларов. Впечатляющая информация, озвученная прокурором Минской области Олегом Лаврухиным, стала поводом для интервью с представителями ведомства — заместителем начальника отдела по надзору за исполнением законодательства и надзорностью правовых актов Павлом ГОРДЫНЦОМ и старшим прокурором отдела Кириллом АРЦИМЕНЕЙ, с которыми мы поговорили и о травматизме в АПК, бесхозяйственности на мехдворах и нарушениях дисциплины.

Заместитель начальника
отдела Павел ГОРДЫНЕЦ
Старший прокурор отдела
Кирилл АРЦИМЕНЯ
— Как уже сообщалось в прессе, самые большие суммы просроченной внешней дебиторской задолженности — у трех организаций. Это КУП «Миноблмясомолпром» — управляющая компания холдинга «Мясомолпром» с 43 тысячами «невозвращенки», ОАО «БелАЗ» — управляющая компания холдинга «БелАЗ-холдинг» — им должны вернуть более 15 тысяч рублей, и филиал «ММК-Агро» ОАО «Минский мясокомбинат» — не уплачено больше пяти тысяч рублей. За какие товары и услуги не рассчитались?

К. Арцименя: — В первом случае речь идет о продовольствии, которое продавали в Российскую Федерацию через единую товаропроводящую сеть. В случае с ОАО «БелАЗ» — это большегрузные самосвалы и комплектующие к ним. Что касается филиала мясокомбината в Дзержинском районе, задолженность образовалась при строительстве нового свиноводческого комплекса. У руководства возникли конфликты с генподрядчиком, достраивать объект в итоге пришлось другой организации, а средства, перечисленные первому предприятию, оно не вернуло. 

— Почему этими делами заинтересовалась прокуратура?

К. Арцименя: — Только на первый взгляд кажется, что дебиторская задолженность — это частная проблема организаций-поставщиков. На самом деле она «бьет» по своевременности расчетов за кредиты, платежам в бюджет и даже выплате зарплаты. Не хватает оборотных средств — не могут завершить модернизацию производства, освоить новую продукцию. А это создает угрозу экономической стабильности и национальной безопасности. 

Не забывайте, речь идет об экспорте и получении валюты. Поэтому надлежащее исполнение законодательства в сфере внешнеторговых операций — на постоянном контроле прокуратуры. Наши сотрудники анализируют статистические данные о возврате валютной выручки в Беларусь и при необходимости подают исковые заявления.

— Выгодно ли такое вмешательство пострадавшей стороне?

К. Арцименя: — Безусловно. В прошлом году при содействии органов прокуратуры области отечественным предприятиям иностранные контрагенты возвратили почти 9 миллионов российских рублей, более 5,4 миллиона долларов, 1325 евро. Объясню, в чем выгода хозяйствующему субъекту. Предположим, задолженность от 100 до 1000 базовых величин. Если в суд обратится сама организация, придется уплатить пошлину — 5 процентов от цены иска. Если речь идет, к примеру, о миллионе долларов, по ставке отдать пришлось бы 10 тысяч долларов. Если же в Минский областной суд подает исковое заявление прокуратура, пошлину платить не нужно. Кроме того, в этом случае решение суда автоматически признается российской судебной системой. А вот, к примеру, если в договоре с контрагентом прописано, что спорные вопросы рассматриваются в международном арбитражном суде при Белорусской агропромышленной палате и речь идет о конфликте с иностранным предприятием, позже придется раскошелиться на пошлину за оформление признания решения суда в той же России. Вывод: при составлении договора указывайте, что споры должны разрешаться в одном из областных или Минском городском суде.

— Можно ли привести пример, когда вмешательство прокуратуры позволило быстро вернуть деньги?

К. Арцименя: — Как правило, судебные тяжбы с участием иностранных предприятий могут длиться от полугода до года. Одно из таких дел — иск прокуратуры Жодино в интересах ОАО «БелАЗ» — управляющей компании холдинга «БелАЗ-холдинг» к румынскому торговому дому предприятия в феврале прошлого года. Уточню: подобные торговые дома создают по законам страны, где они действуют. Договор с румынской компанией был подписан в 2014 году, основной долг к 2016-м составлял более миллиона долларов, неустойка — более трех миллионов долларов. В ноябре суд утвердил мировое соглашение, ответчик полностью выплатил основной долг и пеню — 36 тысяч долларов. 

— Какие еще меры можно предпринять заранее, чтобы обезопасить себя от гигантских невозвращенных долгов? 

К. Арцименя: — Практика показывает: зачастую к ним приводит то, что перед заключением договора не изучают финансовое состояние и платежеспособность партнеров. А ведь даже в открытых источниках эта информация есть. К примеру, можно найти ссылку на базу данных Федеральной налоговой службы России: в ней есть сведения об организациях на стадии банкротства и другие необходимые данные. Плачевно иногда заканчивается и «доброта», когда продукцию отпускают, не получив предоплату или дав отсрочку контрагенту, который и не думает платить. Впрочем, часть сумм погашается довольно быстро, как говорится, в рабочем порядке.

— А есть ли случаи, когда «дебиторка» — на совести нечистых на руку руководителей, имеющих свою выгоду от подобных сделок?

К. Арцименя: — Нечасто, но бывает. Пока не могу вдаваться в подробности по поводу недавних случаев: они находятся на стадии предварительного следствия. В прошлом году органы прокуратуры возбудили два таких уголовных дела. Одно как раз касается сельхозпредприятия. Под следствием бывший начальник отдела маркетинга одного из ОАО Крупского района. При отпуске товара он должен был удостовериться, что нет задолженности по предыдущим поставкам. А она у российской компании-импортера была, да и предоплату те не предоставили. Россиянам отгрузили мясо птицы на общую сумму более 32 тысяч рублей. Предполагается, что подозреваемый имел свою выгоду. В результате у хозяйства ущерб в особо крупном размере, а бывшему работнику придется отвечать.

— Сегодня одна из серьезных задач, не менее важных для общества и государства, чем экономические показатели, — дисциплина на производстве и соблюдение техники безопасности. Речь о жизни и здоровье сельчан. В преддверии самых масштабных в году сельхозработ — уборочной кампании, пожалуйста, проанализируйте, как складывается ситуация. Что показывают прокурорские проверки?

П. Гордынец: — В целом соблюдение законодательства в сфере АПК на Минщине с каждым годом улучшается, касается это и соблюдения Директивы № 1. Практически нет фактов управления сельхозтехникой в нетрезвом виде, соблюдаются правила пожарной безопасности. При каждом райисполкоме созданы мобильные группы, которые проверяют организации в любое время суток.

— Как обстоят дела с сохранностью имущества сельхозпредприятий?

П. Гордынец: — Я бы обратил внимание руководителей на то, что нужно ограждать зернотока, улучшать освещенность мехдворов и организацию сторожевой охраны. Правда, наблюдаем все меньше вопиющих случаев, прогресс очевиден. Скажем, несколько лет назад в одном из хозяйств Вилейского района тракторист оставил пресс-подборщик своего предприятия возле дома. Человек умер, спустя полтора года его сын технику продал сторонней организации. Только через два года в хозяйстве хватились: где же агрегат? С помощью милиции вернули. Сейчас по материалам проверок мы видим, что чаще всего речь идет о мелких хищениях, к примеру, 20 литров солярки, и выявляют их довольно быстро.

— По данным Минского областного управления Департамента государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты, в прошлом году пять работников погибли в организациях АПК, за три месяца — еще двое. Изучает ли прокуратура причины таких трагедий? 

П. Гордынец: — В основном это пренебрежительное отношение людей к личной безопасности, низкий уровень знаний локальных нормативных актов по охране труда и недостаточный контроль руководителей и специалистов за соблюдением работниками инструкций по охране труда. Приведу в пример случай в Борисовском районе. Рабочий упал на землю, разбирая навес в ворохосушилке для льна, — под ним проломился шифер. Человек получил тяжкие телесные повреждения. Как выяснилось, документации на проведение этих работ не было, руководитель не проверил надежность конструкции кровли. А потерпевший не прошел обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда по своей профессии. 

К счастью, не все такие случаи заканчиваются трагически, но ради безопасности людей нужно помнить — незначительных деталей здесь не бывает. В прошлом году во время уборочной в одном из ОАО Логойского района комбайнеров и операторов зерносушильных комплексов не проинструктировали о соблюдении требований пожарной безопасности. А на установке по производству витаминной муки зерносушильного комплекса М-819 прокурорская проверка обнаружила горючие отложения с многочисленными подтеками топлива. При этом на нем не было устройств молниезащиты. Один грозовой разряд — и все могло закончиться печально. Поэтому хочется еще раз напомнить о том, что игнорировать правила  опасно для жизни.

ЦИФРЫ  И  ФАКТЫ

За год прокуроры области предъявили в экономические суды 360 исковых заявлений на общую сумму более 27 миллионов рублей. 15 исков — в иностранной валюте, из них один — на сумму более тысячи долларов,  8 — на 1,2 миллиона евро, 6 —  на сумму более 26 миллионов российских рублей. За три месяца прокуроры в экономические суды предъявили еще 69 исковых заявлений на общую сумму более 58 миллионов рублей. 

Чего удалось добиться? Суды удовлетворили 262 заявления на сумму 23 миллиона рублей. Из задолжавших в иностранной валюте придется выполнить свои обязательства 14 из 15 должников, вернуть они обязаны около 500  долларов, 336 тысяч евро, 23 миллиона российских рублей. 

yasko@sb.by

Фото автора

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter