Долгая дорога в школу

“Обращаются к вам жители деревень Звенячи, Левково, Шиловки и Ромашково Толочинского района Витебской области. По распоряжению Толочинского райисполкома закрывают нашу Звенячскую базовую школу, которая находится в центре СПК “Звенячи”. Мы обращались с просьбой не закрывать нашу школу, но ответ пришел отрицательный... Почему никто не спрашивал нашего согласия и согласия учеников? Наша школа гордится своими выпускниками, среди них и народный художник Герой Беларуси Михаил Савицкий...” Это выдержки из письма, которое подписало более 60 человек.

Тенденция, у которой не одна причина
В прошлом году в Витебской области были сокращены 22 школы. Нынче реорганизации подлежат около 30. Больше всего — шесть — в Толочинском  районе.
Тенденция, однако. И причин у нее несколько. Еще несколько лет назад на первый план выступала демографическая. Именно из-за малочисленности учащихся были закрыты Плосковская, Колосовская, Подберезская, Голошевская и некоторые другие школы.
Сегодня ситуация меняется. Кривая рождаемости явно поползла вверх. В Толочинском районе в 2006 году родилось на
40 ребятишек больше, чем в предыдущем. К демографии, конечно,  по-прежнему добавляется экономика.
В области успешно реализуется программа “Школьный автобус”. В прошлом году было получено 25 новых автобусов, 22 из них направлены в сельские районы. Нынче добавится еще. В Толочинском районе сегодня пять специальных автобусов доставляют детей в школу. Под расписание уроков “подстраивается” график следования  рейсов. Это нормальное положение вещей: в развитых странах тоже не строят школы в каждой деревне, а попросту подвозят учеников.
— В нашей области более 6,5 тысячи населенных пунктов, 668 школ и очень много малочисленных.  Но при возникновении вопроса о закрытии или изменении статуса школы в каждом конкретном случае должно приниматься грамотное, взвешенное и разумное  решение, — уверен первый заместитель начальника управления образования Витебского облисполкома Леонид Степанов. — Как правило, после тщательного изучения положения дел и  совета с педагогами, руководителями хозяйств, родителями... Мы понимаем, как много судеб иногда зависит от такого решения.
Но правы авторы письма: у этой проблемы есть еще один аспект — самый что ни на есть социальный.
Закрывается школа — хиреет деревня
К сожалению, немало случаев, подтверждающих это. Самый печальный наблюдала недавно в деревне Плоское того же Толочинского района, в двух километрах от которой, в деревне Сани, учительствовал Якуб Колас. Плоское, где когда-то кипела жизнь, вымирает. Бульдозеры разрушают старые полусгнившие дома, новые строить не для кого...
В Звенячах пока другая ситуация. Деревня по-прежнему является центром хозяйства — СПК “Звенячи”. Здесь расположена станция Коханово. И на одной из улиц выросли  новые коттеджи.
“У нас в деревне был детский сад, его закрыли. Был хороший Дом культуры, а его давно уже не отапливают. Осталось закрыть школу. А как же программа возрождения села? Получается, только на бумаге...” Это еще одна выдержка из письма.
Но спасет ли ситуацию школа? В первый класс в 2007/08 учебном году из самих Звенячей придет учиться всего один ребенок...
Тот, кто считает деревню умирающей, потому что в ней закрыта школа, явно путает причину и следствие.
Можно создать замечательные социальные объекты, но вряд ли они будут востребованы, если нет производства. Если нет толковой работы и оплаты труда, чтобы была возможность достойно содержать семью, детей. Да,  большинство семей при переезде на село интересуются:  есть ли жилье,  школа, детсад, магазин, дом быта, медицинское учреждение, почта... Но мало кто остается надолго или навсегда, если нет достойной работы. А дети, отучившись, не стремятся вернуться на родину. Причина не в школе, а в той экономической ситуации, которая складывается в некоторых хозяйствах и в СПК “Звенячи” в частности. Где зарплата, как подчеркнул заместитель председателя Толочинского райисполкома Михаил Завадский,  по-прежнему выплачивается за счет кредитов, а не увеличения производства продукции.
За каждой проблемой — судьба
Реорганизация школ в Толочинском районе в текущем году заденет фактически всех педагогов района. 87 учителей предстоит трудоустроить заново. Плюс три выпускника пединститутов, которые заканчивают учебу по целевому направлению.
Но район сегодня, сообщили в отделе образования райисполкома,  нуждается всего в одном специалисте — учителе математики. Всех остальных придется устраивать, тесня других. Пенсионеров планируют отправить на отдых, “урезать” количество часов у  остальных. Значит, неизбежно сокращение заработков. Это в первую очередь волнует людей. Смогут ли они на новом месте заработать столько, чтобы достойно содержать семьи? Положительный ответ на этот вопрос сегодня не может дать никто. Ситуация очень сложная. И в Толочине существует все-таки мнение, что, возможно, не стоит такое количество школ реорганизовывать сразу. И Звенячскую базовую можно оставить еще на год. Прислушается ли к этому мнению райисполком, сказать трудно.  Тем более что это не решение проблемы, а просто отсрочка.
В письмах, полетевших по разным адресам из Звенячей, авторы обеспокоены и множеством других, чисто психологических проблем и откровенных родительских страхов.
— Да, я переживаю, — говорила доярка СПК “Звенячи” и мама троих детей Алла Козлова. — Как будут добираться малыши до школы, куда отправятся после уроков... В горпоселке много соблазнов... Говорят, деревенских детишек унижают городские ровесники, обзывают “секонд-хендом”...
Большинство из подобных опасений можно было бы развеять, если бы с родителями и учителями состоялся разговор на собрании. Что и было обещано райисполкомом в ответе на обращение жителей деревни Звенячи еще в начале февраля текущего года. Собрание не состоялось до сих пор...  Если бы для мам и пап организовали экскурсию в  Кохановскую школу. Если бы педагоги и психологи объяснили родителям: страхи нередко надуманны, а от жизни детей все равно не спрячешь. И таких человеческих “если” набирается много именно там, где решения, затрагивающие человеческие судьбы, принимаются без обсуждения и совета с людьми. Ведь за  каждым письмом стоит человек, и за каждой проблемой — судьба.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter