Ностальгическое путешествие в кино Прибалтики

Долгая дорога в дюны

Редкая экскурсия в Прибалтику обходится без упоминания киноприключений, случившихся в этих местах. В Вильнюсе можно пробежаться по улочкам, словно Буратино с золотым ключиком, или взглянуть на школу, в которой учился Электроник. В Риге — прогуляться по мостовой, где хаживали Холмс и Ватсон, а затем заглянуть в кафе, где сиживал Штирлиц. В Таллинне окунуться в сказку о Снежной королеве и пощекотать нервы около замка рода Баскервилей. В советские годы киностудии из Москвы и Ленинграда, Минска и Одессы любили наведываться на берега Балтики, особенно если требовались старинные и зарубежные виды. Однако не только заезжие мастера снимали на местных пленэрах запоминающиеся картины. Например, 50 лет назад эстонский фильм «Последняя реликвия» неожиданно оказался на вершине популярности, а спустя еще полтора десятка лет латышский «Двойной капкан» займет абсолютное первое место во всесоюзном кинопрокате! Подобный случай для советских реалий во многом уникальный.

«Долгая дорога в дюнах».

Новые лица, свежие впечатления

Не стремясь соперничать с центральными киностудиями по части валового охвата зрителя, во многих республиках делали акцент на кино с узнаваемым национальным колоритом. На берегах Балтики всегда хватало талантливых людей и оригинальных идей, ну а умения подчеркнуть свою самобытность нашим соседям уж точно не занимать. Оставалось только совместить эти качества на экране.

Первым прибалтийским фильмом, о котором заговорили, стал «Никто не хотел умирать» литовца Витаутаса Жалакявичюса. С него, можно считать, началась всесоюзная известность целой плеяды прекрасных актеров: литовцев Донатаса Баниониса, Регимантаса Адомайтиса, Юозаса Будрайтиса, Альгимантаса Масюлиса, эстонца Бруно Оя, латышки Вии Артмане. Сложилось все: новые лица на экране, неожиданный поворот сюжета, свежие впечатления критиков и зрителей. Историю непростых послевоенных отношений между сельчанами и новой властью читатели журнала «Советский экран» назвали лучшим отечественным фильмом 1966 года.

Громко заявив о себе, в 1970‑е Витаутас Жалакявичюс отправился покорять Москву. А там… Брак с актрисой Ириной Мирошниченко продержался лишь несколько месяцев, а самой обсуждаемой творческой историей стала попытка экранизировать роман «В августе 41‑го…». Тема, казалось бы, своя, близкая удачному «Никто не хотел умирать». Вот только всю кропотливую работу над фильмом на поздней стадии на корню зарубил автор книги Владимир Богомолов. Не сошлись взглядами на кино литовский режиссер и военный контрразведчик. Тем временем, оставшись без Жалакявичюса, литовская киностудия быстро ушла в тень.

«Никто не хотел умирать».

Реликвия на добрую память

«Последнюю реликвию» можно считать первым советским фильмом жанра плаща и шпаги, приправленным, ко всему прочему, прекрасными балладами в исполнении Георга Отса. Пройдет еще десять лет, и мы будем восторгаться телемюзиклом «Д’Артаньян и три мушкетера», но это будет уже другое время. А в самом начале 1970‑х даже просто цветной музыкальный фильм дарил яркие эмоции. Его смело можно считать романтической легендой о далеких эпохах, когда благородные герои отважно сражались за справедливость и прекрасную даму. Все это очень напоминало старый Голливуд, который еще жил в памяти поколения трофейного кино. Знатоки даже сравнивали «Последнюю реликвию» с довоенным оскароносным фильмом «Приключения Робин Гуда», а главного героя — благородного рыцаря Габриэля — с хозяином Шервудского леса.

«Последняя реликвия».

Вероятно, задумай снимать подобное развлекательно‑рыцарское кино в СССР где‑то за межами Прибалтики, создателям пришлось бы доказывать его важность перед строгим худсоветом. В основном подобные фильмы к нам приходили из Франции. Там вовсю размахивал шпагой Жан Маре. Но в Таллинне, где каждый камень старого города дышит историей, вольная экранизация книг классика эстонской литературы Эдуарда Борнхеэ была как само собой разумеющееся. Кино снималось на эстонском языке и первоначально было показано только в этой прибалтийской республике. Эффект превзошел самые смелые ожидания. За год фильм увидели свыше 700 000 человек — более половины всех жителей тогдашней Эстонской ССР! Дальше — больше. Зрительский успех ждал картину и во всем СССР. Правда, не обошлось и без маленьких хитростей.

Республиканский уровень и всесоюзный — разница большая. Некоторые вольности, допустимые на местах, в Москве шансов имели мало. В эстонской версии фильма музыка звучала в исполнении рок‑ансамбля, а баллады спел Пеетер Тоома. В те времена рок‑музыка в Советском Союзе была не в чести, и в русскоязычном варианте пошел не рок, а… прозвучал лирический баритон Георга Отса. Популярного эстонского артиста страна знала по фильму 1958 года «Мистер Икс» и теперь вновь представилась возможность услышать его легкий акцент, придававший пению особое очарование.

Зато актерский состав вопросов не вызывал: интернационал в его лучшем понимании. Хотя помог случай. История началась в Симферополе, когда в местный театр приехал эстонский художник Рейн Раамат. Его попытка донести по‑русски с акцентом вахтеру свою просьбу едва не закончилась фиаско. Хранитель дверей категорически отказывался позвать одну из актрис. На помощь пришел молодой актер Александр Голобородько, который объяснил гостю, что актриса пока в отъезде, а между делом пригласил Рейна на спектакль. Завязалась дружба. Рейн в долгу не остался — и вскоре Александр уже осматривал уютные таллиннские кабачки.

На главную роль вольного человека Габриэля планировали местную звезду Бруно Оя, однако Голобородько на пробах проявил себя как умелый фехтовальщик, удивив даже Владимира Балона, которому доверили постановку подобных трюков. Спустя десяток лет Балон обретет известность благодаря участию в вышеупомянутом сериале «Д’Артаньян и три мушкетера». А тогда в Эстонии Голобородько во время драки лихо перемахнул через лестницу, пробежал по наклонной стенке, оттолкнулся от нее и, кроме всего прочего, неожиданно технично отражал все атаки Балона, лишь после признавшись, что сам имеет звание мастера спорта по фехтованию… На роль возлюбленной Габриэля выбрали латышку Ингриду Андриню. Главной звездой фильма стал Ролан Быков, а более скромных персонажей поделили между собой актеры Эстонии и Латвии. Фильм снял режиссер Григорий Кроманов. Именно с его именем будут связаны и другие заметные на всесоюзном уровне эстонские картины: «Бриллианты для диктатуры пролетариата» и «Отель «У погибшего альпиниста».

Капкан 80-х

Если успехи эстонского кино напрямую связаны с режиссерским талантом Кроманова, то у Латвии самые знаменитые фильмы снял Алоиз Бренч. В СССР на слуху были две его работы: телесериал «Долгая дорога в дюнах» и остросюжетный «Двойной капкан».

«Двойной капкан».

Сентиментальную «Дорогу» в Советском Союзе любили за красивую историю любви, при этом несильно задумываясь о том, что в сериал заложен сложный, а порой противоречивый путь, который преодолели латыши в ХХ веке.

Другое дело «Двойной капкан». Фильм стал абсолютным лидером советского проката 1986 года!

Его смотрели как крутой боевик. Едва ли не наследник «Пиратов ХХ века». Сотрудник КГБ Гунар в исполнении Альгиса Матулениса раскидывал бандитов, словно Николай Еременко — пиратов… Но все‑таки, чтобы понять причины небывалого успеха картины, стоит отмотать календарь на 35 лет назад. Время, когда за видимым благополучием в СССР вызревали внутренние проблемы. Молодежь все больше смотрела на Запад как на идеальный мир изобилия, охотилась за одеждой с фирменными лейблами, а некоторые чиновники, заботясь о собственном благосостоянии, закрывали глаза на должностные обязанности. Прибалтика манила своей западной эстетикой, а Рижское взморье утвердилось местом, где престижно провести лето. Особенно среди студенчества. В 1980‑е продвинутые белорусские парни и девушки меняли горячие черноморские курорты на самое близкое море. Рано утром фирменный поезд «Чайка» покидал минский вокзал, а уже после обеда все весело выгружались из рижской электрички под шум прибоя.

Собственно, море было даже не главным атрибутом балтийского отдыха. Холодное мелководье Юрмалы — не лучший повод окунуться, а солнце на пляже часто сменяет моросящий дождик… Куда больше привлекал шарм, присущий побережью. Прогуляться под соснами, посидеть в летней кафешке. Потягивая через соломинку пепси‑колу, угоститься миниатюрным, не в пример минским, пирожным. Загадочные названия кафе: «Дайна», «Йома», «Лидо»… Последнее — не сегодняшний сетевой общепит, а давнее, помнящее еще довоенные времена здание, где своя, неповторимая атмосфера, про которое даже был сложен стишок: «Я поведу тебя в «Лидо», но только после, а не до»…

Наконец, если повезет, заглянуть в ресторан, где вечерами живая музыка и развлекательная шоу‑программа. Предел мечтаний — престижные «Юрас перле» с первым в СССР варьете или «Кабур». Цены там, конечно, не для студентов, но днем раз‑другой за отдых побывать можно. Вокруг этих заведений ореол таинственности — и рождается невольное убеждение, что это не просто рестораны, а злачные места. В «Двойном капкане» за их кулисами — рай для серьезных контрабандистов и мелких фарцовщиков, которые, словно туземцы‑дикари, обменивают уникальные вещи на дешевку: импортные шмотки, кассеты, журналы… Что поделать: среди молодежи спрос на джинсы и эротику в самом разгаре.

«Юрас перле» в переводе «Морская жемчужина» — словно парил над юрмальским пляжем. Среди его гостей были первые лица государств: Польши — Владислав Гомулка, ГДР — Эрих Хонеккер, Югославии — Иосип Броз Тито. В начале 1990-х годов знаменитый ресторан дважды загорался при весьма загадочных обстоятельствах. Его сожженный остов простоял неприкаянным несколько лет, пока местными властями не было принято решение о сносе.

Собственно, об этом и был фильм — о престижных прибалтийских курортах, о внутренних, но понятных каждому проблемах. По сюжету правоохранительные органы справляются с преступниками, но сама обстановка, в которой им приходится действовать, рождает множественные вопросы к моральному состоянию общества.

По‑своему пророчески выглядит сегодня этот несколько подзабытый киношлягер. Но кто мог предположить тогда, в 1986 году, что буквально через пять лет от большой страны останутся осколки, а вместе с ними и воспоминания о ярких прибалтийских лентах.

Вильнюс по праву гордится своим Старым городом, но на экранах многим он запомнился блочными кварталами советских новостроек. В «Приключениях Электроника» засветилась современная школа в районе Лаздинай, а в прошедшем недавно сериале «Чернобыль» построенный в 1980-х спальный Фабийонишкес.

Сегодня оригинальных национальных фильмов в Прибалтике практически не снимают. О старых напоминает разве что эстонский ликер «Габриэль», где по‑прежнему красуется портрет юного Александра Голобородько. Съемочные площади в основном используются для иностранных проектов, подобно тому, как раньше это делали центральные киностудии СССР. Из последних нашумевших можно вспомнить мини‑сериал «Чернобыль». Игналинская АЭС, Каунас, Вильнюс… Стоит зазеваться по дороге с вильнюсского вокзала, и 53‑й автобус, которым минчане всегда добирались до «Акрополиса», завезет вас прямо в киношный город Припять. Такие блочные спальные кварталы, как в районе Фабийонишкес, можно найти в любом городе бывшего СССР, но западная киностудия выбрала Вильнюс. Вопрос цены или пресловутого балтийского шарма?

«Красные листья» Эдуарда Павулса

Известного латышского актера Эдуарда Павулса многие помнят по ролям отца Тука в «Стрелах Робин Гуда» или Якоба Озолса в «Долгой дороге в дюнах». Однако первую всесоюзную известность ему принес белорусский фильм «Красные листья». В нем Павулс сыграл главную роль — Андрея Метельского, прототипом которого был один из организаторов комсомольского подполья в Западной Белоруссии, а впоследствии государственный деятель БССР Сергей Притыцкий.
ПОПУЛЯРНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ ПРИБАЛТИЙСКИХ КИНОСТУДИЙ

Литовская киностудия


1965 «Никто не хотел умирать»

1976 «Приключения Калле‑сыщика». Телефильм

1981 «Американская трагедия». Телесериал

1983 «Богач, бедняк…» Телесериал


Рижская киностудия


1967 «Армия «Трясогузки» снова в бою»

1970 «Слуги дьявола»

1972 «Слуги дьявола на чертовой мельнице»

1975 «Стрелы Робин Гуда»

1976 «Смерть под парусом». Телефильм

1978 «Театр». Телефильм

1981 «Долгая дорога в дюнах». Телесериал

1985 «Двойной капкан»


«Таллинфильм»


1969 «Последняя реликвия»

1975 «Бриллианты для диктатуры пролетариата»

1979 «Отель «У погибшего альпиниста»

1979 «Дознание пилота Пиркса»

1983 «Арабелла — дочь пирата»

1987 «Заклятие долины змей»
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter