Долгая дорога в дюнах

Недавно в Минске состоялся серьезный разговор о дальнейшем развитии белорусско-латвийского сотрудничества.
Недавно в Минске состоялся серьезный разговор о дальнейшем развитии белорусско-латвийского сотрудничества. Эта достаточно стандартная дипломатическая формулировка лишь отчасти отражает тот динамичный, заинтересованный диалог ведущих латвийских компаний и их белорусских партнеров, звучавший на всем протяжении Дней бизнеса Латвии в Беларуси. Причем именно латвийские компании продемонстрировали здоровую маркетинговую агрессию. Проще говоря, латыши прямо и ясно заявили: дорогие соседи, вы нам очень нужны и важны... Логика очевидна - транзитный бизнес Латвии, а по большому счету и выживаемость крупнейших латвийских портов зависят от того, насколько ритмично и бесперебойно будут поступать в них грузы из Беларуси. Без белорусских контрактов многие известные латвийские компании, на чьих плечах держится бюджет страны, могут превратиться в банкротов... А потому они готовы серьезно оппонировать каждому, кто станет на пути нашего сотрудничества. Вот, если не прибегать к языку дипломатического протокола, ясная и прагматичная позиция латвийского бизнеса по отношению к Беларуси.

Ну а политика Риги на этом фоне - увы, в последнее время это плохая политика! - не более чем пыль на лаковых башмаках прибывших в Минск эмиссаров делового сообщества. Обитателям Рижского замка был преподан наглядный урок того, как надо вести себя с добрыми соседями.

Если помните, министр культуры Латвии Хелена Демакова как-то позволила себе весьма некорректные высказывания в адрес нашей страны. Непонятно, с чего рьяным защитником белорусской оппозиции вдруг стал и министр иностранных дел Артис Пабрикс. Латвийский МИД вместе с другой негосударственной организацией - "Открытая Белоруссия" - неоднократно призывали латвийское правительство и общество, депутатов сейма и Европарламента чуть ли не напрямую вмешиваться во внутренние дела Беларуси.

Реакция латвийского бизнес-сообщества последовала незамедлительно. "Высказывания латвийских государственных должностных лиц и действия ряда общественных организаций в отношении существующей в Белоруссии государственной системы и Президента этого государства Александра Лукашенко могут создать серьезную угрозу для потока грузов через Латвию и тем самым подорвать транзитную отрасль", - заявил гендиректор ГАО "Латвийская железная дорога" Андрис Зоргевиц.

Мэр города Вентспилса Лембергс тут же дал интервью, в котором сказал, что главным партнером по транзиту для Балтики является Беларусь. Для Вентспилского порта потеря белорусских грузов краху подобна... "У нас забыли, что сама Латвия только 13 лет назад стала на путь демократического государства. С таким стажем выступать в роли проповедника нельзя".

И, наконец, уже в Минске консолидированное мнение коллег исчерпывающе выразил один из руководителей холдинга LSF, работающего в сфере обслуживания экспорта Беларуси, Олег Степанов. "Министр иностранных дел и министр культуры, которые позволили себе некорректные высказывания в адрес Беларуси, - это представители одной из политических партий, с лидерами которой лично я имел дискуссию. Я предложил им не смешивать понятия. У нас хорошие торгово-экономические отношения, а выбор белорусского народа - это его выбор. Пабрикс - неопытный начинающий дипломат, которому хочется выслужиться перед своими однопартийцами..."

Прозрачный интерес

Достаточно резкий тон процитированных высказываний не случаен. Правда заключается в том, что Беларусь является одним из крупнейших грузовладельцев в Европе и на обслуживании именно наших товарных потоков в немалой степени держится транзитная отрасль Латвии. Не хочу перегружать читателя цифрами, назову лишь только две. Доля белорусских грузов составляет четверть фрахта латвийских портов и 36 процентов перевозок Латвийской железной дороги.

В ближайшем будущем, когда Россия выполнит свой план по созданию собственной транспортной инфраструктуры, наша страна для прибалтов и вовсе останется приоритетным партнером. К тому же всем абсолютно понятно, что на латвийских портах свет клином не сошелся. Совсем рядышком - Клайпедский, есть и украинские, те же российские... Одним словом, подуй ветер из Беларуси в другую сторону - и рижские "владельцы заводов, газет, пароходов" могут не досчитаться прибылей. Такого серьезные деловые люди не могут себе позволить, а потому латвийские партнеры крупнейших белорусских экспортеров обсуждали в Минске варианты долевого участия белорусских предприятий в транзитной цепочке на территории Латвии. Это позволит белорусским компаниям получать прибыль, развивая бизнес на экономическом пространстве Европейского союза.

Делайте ставки!

Беларусь является одним из крупнейших грузовладельцев в Европе. Теория международных экономических отношений гласит - расходы на транспортировку грузов составляют до 60 процентов себестоимости товара. Подсчитано: уже сейчас сопровождение белорусских грузопотоков приносит иностранным фирмам порядка 400 - 500 миллионов долларов в год.

Немаловажно и то, что речь идет о выполнении указа Президента о защите национального рынка транспортных экспедиций. В моем распоряжении имеется интересный документ: итоги проведенной госконтролем проверки. Оказывается, нерезидентами, то есть иностранными компаниями, оказано 44,4 процента общего объема транспортно-экспедиционных услуг при экспорте отечественной продукции. По валютным платежам и того больше - 50,2 процента.

Между тем наше посольство в Риге уже несколько лет как доказывает прибыльность для Беларуси создания латвийского транзитного коридора. Это реальная возможность для прямой "экономической экспансии" на рынок Европейского союза, считают дипломаты. Прибыльность его доказывают с расчетами в руках. И, кстати, немаловажно, что есть латышские структуры, готовые пойти нам навстречу.

Это уже даже не экономика, а геополитика. Потому как с другой стороны не менее наступательно действуют литовцы. Арас Петраускас, главный специалист по связям с общественностью компании "Клайпедос смяльте", не скрывает огорчения: они вкладывали в развитие инфраструктуры порта огромные средства в надежде на транзит. Увы, надежды пока оправдались не более чем на 50 процентов. И тут белорусские грузы становятся спасительными для местного бизнеса...

Сегодня, чтобы привлечь выгодного клиента, компания "Клайпедос смяльте" готова пригласить белорусскую сторону в долю. Как видим, бизнес демонстрирует куда большее знание геополитики, чем некоторые политики и дипломаты, забывшие, что танго танцуют двое и удовольствие от него должны получать оба партнера.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter