Что мешает прекращению конфликта на юго-востоке Украины

Долгая дорога к миру

На следующей неделе заканчивается срок работы нынешней сессии Верховной рады. Она должна или принять, или отклонить конституционные изменения, принятые в первом чтении 31 августа. Эти поправки, касающиеся децентрализации системы власти в стране, ставят целью преодолеть политический кризис в Украине. А в идеале способствовать установлению мира на этой многострадальной земле.



Но пока затянувшийся процесс поиска мирного решения наводит на серьезные размышления. С одной стороны, не подлежит сомнению: большим подспорьем в урегулировании конфликта остается Минская переговорная площадка. Генеральный консул Украины в Бресте Олег Мысик этот факт считает неоспоримым: “На встречах я всегда говорю, что мы благодарны Беларуси за возможность нашему государству и другим представителям “нормандской четверки” встретиться в Минске. Кроме того, почти каждую неделю проходят заседания подгрупп. Для нас это большое подспорье. Усилия Беларуси направлены именно на миротворческую цель”.

С другой стороны, поиск компромисса всегда зависит от множества факторов. А точнее, от усилий всех сторон. Украинский генконсул, как и большинство граждан нашей южной страны-соседки, позитивность минских встреч видит уже хотя бы в том, что на Донбассе в целом прекращен огонь. “Есть обстрелы, но люди уже не гибнут, — называет позитивные сдвиги Олег Мысик. — Завершен процесс обмена пленными с обеих сторон”. Существенную результативность Минских соглашений усматривают и на Западе. Госсекретарь США Джон Керри заявил на днях в Давосе, что западные санкции с России могут быть сняты уже в ближайшие месяцы. Ведь ограничительные меры вводились до имплементации Минских соглашений. А соглашения, которые рассматривают вопросы мирного урегулирования на Донбассе, как раз в ближайшее время могут быть реализованы. Президент Франции Франсуа Олланд дал понять, что случится это после того как на Донбассе пройдут выборы.

И вот здесь главный камень преткновения. Президент Украины Петр Порошенко подтверждает, что голосование по изменениям в Конституцию относительно децентрализации состоится. Но перед этим Россия должна полностью выполнить Минские соглашения: обеспечить прекращение огня, полный доступ ОБСЕ к границе, прекратить ввод войск в районы ДНР и ЛНР. Пока же в разговоре с норвежским премьером Эрной Сольберг Петр Порошенко говорил об обратном: о “попытках России и контролируемых ею боевиков обострить ситуацию в регионе”. По мнению украинского президента, подготовка к выборам на Донбассе должна предусматривать обеспечение безопасности — возможно, даже с участием полицейского контингента ОБСЕ. И отмену результатов “псевдовыборов боевиков от 2 ноября 2014 года”.

Естественно, в самопровозглашенных республиках подобное воспринимается не иначе как в штыки. Да и позиция Москвы в этом плане диаметрально противоположна заявлениям Киева. Основные моменты этой позиции озвучил российский министр иностранных дел Сергей Лавров: “Далеко не все договоренности были выполнены. Прежде всего те, которые касаются обязательств Киева по налаживанию прямого диалога с Донецком и Луганском, решения политических аспектов украинского кризиса. Поэтому было решено продолжить эту работу в 2016 году. Но задачи остаются неизменными, все они закреплены недвусмысленно в минских документах. Мы будем требовать их неукоснительного выполнения в соответствии с теми дополнительными усилиями, которые предпринимались в рамках встреч лидеров “нормандского формата”.

Итак, противоречия налицо. На этом фоне даже аналитики и независимые эксперты расходятся в оценках. С одной стороны, миротворческие целеустремления нашей страны, а также активизацию России, Европы и США в намерении разрешить украинский политический кризис через выполнение Минских соглашений признают практически все. Но на классические вопросы “кто виноват?” и “что делать?” однозначного ответа по-прежнему нет. Как показывает анализ последних месяцев, у некоторых экспертов появились даже конспирологические версии. Якобы за спиной российско-американских переговоров Киеву даны тайные гарантии покровительства саботажу минского процесса. “Это свидетельство того, что Минск-2 выполнен не будет, — утверждает, например, российский политолог Сергей Михеев. — Это главное препятствие урегулированию на Донбассе, потому что Киев не хочет признать простую вещь: урегулирование и сохранение территориальной целостности возможно только в формате реальной федерализации”.

Более независимые в этом плане, а потому и более беспристрастные наши политологи дипломатично предлагают оставить такие высказывания на совести своих российских коллег. В подобных умозаключениях политолог Юрий Царик, председатель Наблюдательного совета Центра стратегических и внешнеполитических исследований, склонен видеть простой “перевод стрелок”, не более того. В данной ситуации американские гарантии и заверения, данные Киеву, политолог называет вполне естественными. И поясняет, почему ожидать скорейшего разрешения украинской ситуации не приходится: “Надо понимать, что децентрализация в том виде, в каком ее проталкивает Россия, — это, по сути, нарушение территориальной целостности Украины. По совершенно понятным причинам для украинцев это абсолютно неприемлемый вариант. О нем не стоит даже говорить. Это с одной стороны. С другой — Россия своего участия в конфликте на юго-востоке Украины вообще не признает. Поэтому можно, к сожалению, предположить, что кризис затянется. Ведь стороны ставят перед собой задачи, совершенно отличные от выполнения Минских договоренностей. И прежде всего такая сторона, как Российская Федерация. Отрицая свое участие в военных действиях и стремясь заморозить конфликт на выгодных для себя условиях, закрыв тем самым путь к дальнейшей интеграции Украины с европейскими и натовскими структурами, Россия блокирует и скорейшее разрешение самого кризиса”.

Впрочем, мнения практиков в этом отношении куда более оптимистичны. У нового официального представителя Москвы в составе контактной группы, члена российского Совбеза Бориса Грызлова, например, “нет сомнений, что в настоящее время мы можем серьезно продвинуться в реализации Минских соглашений”: “Мои встречи и в Киеве, и в Минске это только подтверждают”. Руководители Германии, Франции и Украины обсудили дальнейшие шаги для выполнения Минских договоренностей — согласование модальностей проведения местных выборов в некоторых районах Донецкой и Луганской областей. В свою очередь глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер полагает: “Что нам поможет, так это создание новой легитимности на востоке Украины”. А украинский президент Петр Порошенко даже назвал сроки выполнения Минских соглашений: “Место этого голосования в календаре, я надеюсь, на следующей сессии в первом полугодии 2016 года. Так же как и очевидный прогресс минского урегулирования”.

Впрочем, определяющей станет уже следующая неделя. Во вторник, 2 февраля, в Верховной раде пройдет голосование за поправки в Конституцию Украины в части децентрализации и с нормой об “особом статусе” Донбасса. Случится это уже на утреннем заседании парламента, собирающем обычно максимальную явку народных депутатов. Многие эксперты сходятся во мнении, что в случае провала этого голосования в стране может разразиться полноценный и всеукраинский политический кризис. Кстати, в первом чтении этот законопроект Верховной радой был поддержан 31 августа прошлого года. Его принятие проходило сложно — с беспорядками в зале заседаний и взрывом боевой гранаты под окнами парламента. Что готовит нам предстоящий вторник, не возьмется предсказать никто. Остается одно — надеяться на лучшее. И ждать.



В ТЕМУ

Всемирная продовольственная программа (ВПП) объявила о намерении продлить до июня 2016 года свою операцию по оказанию чрезвычайной помощи 260 тысячам жителей восточных районов Украины, пострадавших в результате конфликта. Для этого ВПП запросила у доноров 35 млн долларов, сообщает Центр новостей ООН. В холодные месяцы организация продолжит снабжать нуждающиеся семьи продовольственными пайками. По данным ВПП, с начала кризиса в 2014 году перемещенными лицами в Украине стали более 1,5 млн человек.


osipov@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter