Долгая дорога домой

Для любого государства подобные в определенном смысле спасательные операции — дело чести...

...В зале прилетов мы были не единственные, кто напряженно всматривался в электронное расписание. Родители ждали своих детей, жены — мужей, иностранные дипломаты — сограждан, которые должны были прилететь рейсом В2 8710 в Минск. Все последние недели мировые телеканалы открывают выпуски новостей сюжетами из Ливии. Эти ежедневные материалы, больше похожие на сводки боевых действий, сделали свое дело. Поэтому, когда на табло загорелось delayed, что значит прибытие задерживается, Светлана, которая встречала сына и невестку, смахнула со щеки нервную слезинку. К счастью, через томительных полчаса приятный женский голос наконец–то произнес заветную фразу: «Совершил посадку рейс «Белавиа» из Триполи».


Для любого государства подобные в определенном смысле спасательные операции — дело чести. Организовать эвакуацию белорусов из Ливии поручил Правительству Президент. При Совмине был организован штаб, который через белорусское посольство в Триполи собрал всех желающих вернуться домой. Это 12 человек. Как заявил заместитель министра по чрезвычайным ситуациям Александр Гончаров, «все, кто хотел, оттуда улетел». Те же, кто остался, надо полагать, чувствуют себя в безопасности. Собственно, о том, что в Ливии не все так страшно, как малюют журналисты, говорили многие из прилетевших. Тем не менее ситуация в этой арабской стране развивается стремительно, посольство должно и далее отслеживать судьбу соотечественников...


Главная трудность эвакуации заключалась в том, что большинство белорусов, находящихся в Ливии, работают далеко от столицы, в Гадамесе. Предстояло проделать на автобусе долгую дорогу в дюнах. Это примерно 700 километров от самой границы с Тунисом и Алжиром до столицы.


Город Гадамес появился на месте оазиса в пустыне, и наши медики, которые заключили контракты с местными госпиталями, отзываются о нем очень хорошо. По крайней мере, выстрелов, не говоря уже о бомбежках, там не слышали. Из Беларуси в Гадамес в свое время пригласили десятки человек. Ливийские врачи предпочитают работать в дорогих частных клиниках, поэтому правительство этой страны охотно прибегает к услугам иностранцев в государственных больницах. Многие решили не бросать работу, а те, кто надумал уехать, не в последнюю очередь сделали это из–за родных.


Светлана Лютова не видела сына Толю с женой Леной уже девять месяцев. Рядом с ней сумки с теплыми вещами, которые она то ставит на пол, то снова берет в руки. Анатолий и Елена — им по 23 года — прилетают «из лета в зиму». Видно, что женщина нервничает. Задумалась, оставила сумки на несколько минут без присмотра, и уже пришлось разбираться с бдительным кинологом... «Не то слово волновалась, — признается она нам. — Сын у меня работал там лаборантом. Его супруга — медсестрой. Хотели на квартиру заработать. В Африку они поехали на два года, но сейчас прервали контракт, хотя всем вроде бы были довольны — и работой, и зарплатой, и гостеприимством, и начальством. Но когда там начались волнения, созванивалась с ними каждый день. Дети спросили: что делать? В Гадамесе пока все спокойно. Я ответила: а чего ждать? Если есть возможность — эвакуируйтесь, как оно будет дальше — никто не знает».


Добрались до Триполи вроде бы нормально. «А я слышал, что дорога была не такой простой, — говорит другой ожидающий, Андрей, глаза его вроде бы спокойны, но то, как сильно он сжимает в руке букет цветов для жены, выдает истинные эмоции. — У людей на постах отобрали мобильные телефоны, благо худшего не произошло. Возможно, если бы самолет посадили не в ливийской столице, а в Гадамесе, Тунисе или Алжире, улетало бы намного больше людей. Многих испугал переезд по мятежной стране...»


Рейс, организованный Беларусью, на самом деле был в большей степени украинским и российским. На борту Ту–154 находились 17 граждан Украины и 16 россиян, а кроме того, болгары, грузины и даже один ливиец. Украинцев в аэропорту лично встречал их посол в Минске и чуть ли не помогал переносить вещи. К взаимодействию в подобных ситуациях между странами СНГ мы уже привыкли — напомню, первая большая группа белорусов вылетела из Ливии на российским самолете. Но помощь, при необходимости, оказали и жителям Евросоюза. Болгарский дипломат, ожидавшая своих сограждан, сказала, что они попали на борт в последний момент, и она даже не знала их имен. Ситуация в аэропорту Триполи сегодня нервозная, его осаждают сотни желающих покинуть страну...


Тем не менее по поводу информации на телевидении возмущалась группа россиян, которая окружила нас и делилась впечатлениями от просмотра новостей российского Первого канала. «Все, что там показали о Ливии, — вранье, — эмоционально говорит Наталья. — Мы жили в городке в 20 километрах от Триполи. У нас все тихо–спокойно, а по новостям в это время показывают, что на улицах идут бои». Мятежники, по ее мнению, это «бандиты», на востоке в Бенгази «и раньше частенько стреляли»... Украинец Юрий говорит, что в Триполи работают магазины и банки, но ночью лучше не выходить на улицу. А меньше всех повезло грузину Отару. Его предприятие расположено в пустыне, оно было разграблено, а документы уничтожены. У каждого своя история, но, к счастью, конец у всех счастливый...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter