Долг платежом красен

Письмо в редакцию
26-го марта в «СБ. Беларусь сегодня» опубликован отчет о «прямой линии» читателей газеты с председателем Правления Национального банка республики Надеждой Ермаковой.

Валентина Васильевна из Кировска с болью в сердце спрашивала главу Нацбанка: «В 1993 году мой муж открыл пятерым нашим внукам денежные вклады -- по 5 тысяч каждому. На то время это были неплохие деньги. Сегодня -- копейки. Сберкнижки мы до сих пор храним. Но хотелось бы знать, что будет дальше с этими вкладами?»

И вот что ответила, ничуть не смутившись, на этот, уже давно волнующий сотни тысяч обобранных до нитки наших вкладчиков, вопрос Надежда Андреевна: «В ближайшее время выплат по таким вкладам ожидать не стоит. Для этого из бюджета страны необходимо выделить очень большие деньги. Пока такой возможности у государства нет».

Но Валентина Васильевна не унималась: «В бюджете нет денег?» И Н. Ермакова сразу доходчиво, со знанием дела пояснила: «Есть, конечно. Но деньги не берутся из ниоткуда -- бюджет формируется из тех налогов, которые платят промышленные предприятия и обычные граждане. Все, что поступило в бюджет в качестве налогов, распределено на другие цели -- нужды здравоохранения, образования и ряд других социальных вопросов. В том числе и на выплату пенсии, которую вы получаете...»

Сразу же хочется еще раз пояснить Надежде Андреевне, что возврат «сгоревших» сбережений это вовсе не государственная и банковская благотворительность, а их прямой долг, священная обязанность перед ими же бессовестно обворованными вкладчиками. Ведь всем (похоже, только кроме наших банкиров и госчиновников) хорошо известно, что еще в марте уже далекого 1992 года руководителями стран СНГ было подписано международное соглашение о признании и обслуживании внутреннего долга СССР. Долг «распилили» по территориальному признаку (долг РСФСР перешел России, УССР, -- Украине, БССР -- Беларуси и т.д.) и решили, что с января 1992 г. каждая страна -- участница СНГ будет обслуживать свой «кусок» из собственного бюджета. Кроме того, Россия взяла на себя возврат всех международных долгов СССР. Неплохо было бы вспомнить также, что «сгоревшие» сбережения наших граждан в сумме 16,4 миллиарда советских рублей были признаны долгом белорусского государства. И что в соответствии со специальным указом Президента правительством республики было принято решение об образовании специального государственного фонда компенсации вкладов, средства которого не входили в состав госбюджета, то есть не могли быть использованы на иные, даже чрезвычайно важные цели. Были определены и источники этого фонда: суммы, поступающие в возмещение незаконно полученных в период до 1996 года кредитов на строительство квартир; поступления от приватизации республиканской собственности в размере 50 процентов; добровольные взносы субъектов хозяйствования, средства от размещения государственных ценных бумаг и так далее.

Как видите, уже тогда правительство прекрасно знало (в отличие от теперешних госчиновников и банкиров), где и как найти деньги, чтобы рассчитаться с ограбленным населением. И решение было принято справедливое. И это понятно: вклады населения не складывались в банках просто в мешки и не хранились там просто так десятилетиями (тогда их могла бы съесть не только инфляция, но и обыкновенные мыши). Деньги вкладчиков (а это по тем временам были огромные суммы) незамедлительно инвестировались в развитие промышленности и сельского хозяйства республики. Это и на банковские сбережения обманутых граждан, а среди них абсолютное большинство -- немощные старики, отдавшие все свои силы и здоровье на благо Отчизны, строились столичное метро и солигорские рудники, решались многие чернобыльские проблемы, вырастали белорусские промышленные гиганты, возводились Дворцы спорта, школы, больницы, учреждения культуры, обустраивались, наконец, старые и открывались новые сберкассы... Так что, оказывается, не все съела эта прожора-инфляция, будь она не ладна. И сегодня исправно работают в Минске -- метро, а в Солигорске -- калийный комбинат. И заводы стоят целёхоньки, и ни одна из школ и больниц и даже более 3-х тысяч бывших сберкасс (кстати, безвозмездно унаследованных вместе со всем офисным оборудованием и коллективами высококлассных специалистов на правах правопреемника «Беларусбанком») не были «надкушены» этой клятой-треклятой инфляцией.

Потому, хоть убейте, но я (да, думаю, и не только я) никак не могу понять, как могли обесцениться банковские вклады населения, уже материализованные в конкретные проекты еще задолго до прихода дефолта. По логике они должны были не обесцениться, а многократно подорожать. Тем более, что реализация за рубежом продукции построенных и за счет сбережений населения предприятий способствовала также и увеличению золотовалютных запасов наших банков.

А еще мне до боли в сердце хочется узнать наконец, куда же все-таки девались ранее украденные банкирами и их друзьями у людей сбережения? Дело в том, что в начале 90-х годов наш, уже белорусский Сбербанк развернул бурную деятельность по выдаче льготных кредитов коммерсантам, различного рода дельцам, проходимцам, решившим обзавестись дополнительными офисами, квартирами... Им охотно выдавались почти беспроцентные кредиты на строительство жилых «царских» дворцов и на обустройство частных фирм. Так и хочется спросить, почему эти «добрые», а точнее «преступные» деяния должны были осуществляться банком за счет обобранных вкладчиков? Почему незаконно полученные кредиты были погашены инфляционными рублями? Почему многие из таких кредитов были возвращены банку только после активного вмешательства Президента? Думается, что на все эти вопросы ещё в 1996 году более чем убедительно ответил тогдашний старший прокурор отдела по надзору за соблюдением законов в сфере экономики прокуратуры Республики Беларусь И. Сыроквашко: «Выяснилась удручающая картина: из-за бесконтрольности банков немало граждан, в том числе руководителей, должностных лиц государственных предприятий, организаций, исполкомов, коммерческих структур, банковских работников незаконно получали льготные кредиты, многие из которых использовались не по назначению...»

А более точно и конкретно сказал 9 марта 1999 года по этому поводу Александр Григорьевич Лукашенко: «Была поставлена задача, не просто разобраться в данном вопросе, а вернуть стране те деньги, которые в своё время раздавались налево и направо не в меру щедрыми руководителями банковских структур. Подобная благотворительность слишком дорого обошлась нашему народу и государству... Банковская сфера распоряжалась народными средствами как хотела. А выдавались кредиты прежде всего друзьям, знакомым, родственникам, собственным детям...»

Думаю, что вопрос, «откуда брать деньги на компенсацию «сгоревших» банковских сбережений?», теперь более-менее прояснился. Следует также сказать, что и сегодня наши банки-должники строят для себя шикарнейшие новые офисы, проводят дорогостоящие евроремонты старых, обустраивают их самой современной оргтехникой и модерной мебелью, занимаются меценатством, благотворительностью, и даже обзаводятся собственными санаториями, спортивными клубами и т.д. и т.п. Да и зарплата у банковских работников не самая маленькая в республике. И на все хватает денег, а вот хотя бы частично рассчитаться с обманутыми вкладчиками всё никак не получается. Мне было даже неудобно читать сообщение в СМИ о том, что совсем недавно по чистой прибыли только один «Беларусбанк» занял второе место после «Беларуськалия». Интересно, где же они только смогли накопать такие сокровища? И почему при процветающих банках в Беларуси все еще существуют нищие обманутые вкладчики? Ведь проблема возврата украденных у народ банковских сбережений уже давно разрешена даже в наиболее бедных и менее социально ориентированных бывших республиках Советского Союза. Так, например, по сообщению одной из наших солидных газет, прибалтийские государства уже давно рассчитались со своими гражданами, вернув им советские вклады, исходя из эквивалента один доллар -- 60 советских копеек. В других не богатых, но честных странах потерянные сбережения компенсировались частично наличными деньгами, а частично за счет освобождения обманутых вкладчиков от оплаты жилья, коммунальных и других услуг, кое-где потерпевшим выдавались акции наиболее доходных государственных предприятий, самих банков-должников, а также государственных долговых бумаг. Заслуживает внимания, по моему разумению, и предложение Николая Ивановича Шенеца из агрогородка Сеница Минского района. «Мы, владельцы советских сберкнижек, -- пишет он, -- уже немолодые люди, и у многих из нас до сих пор работают устаревшие телевизоры, холодильники, у кого-то мебель «в годах», ковры и одежда «просятся на замену». Так, может быть, со многими из нас лучше бы рассчитаться выдачей банковских векселей на покупку товаров. Смотришь, и склады бы многих предприятий разгрузились».

Короче говоря, во всех странах бывшего СССР уже давно рассчитались с ограбленным населением или ищут пути, как это сделать побыстрее и безболезненнее. Только у нас почему-то властные и банковские структуры всё ждут у моря погоды. Так и хочется спросить: почему? В чем провинились наши ветераны, никогда не жалевшие для свой Родины ни сил, ни здоровья, перед своим самым социально ориентированным в мире государством и далеко не бедствующим «поистине народным» банком?

Как бы косвенно отвечая на этот волнующий многих вопрос, АСБ «Беларусбанк» (а теперь и Нацбанк РБ) в одном из своих комментариев тоже, ничуть не смутившись, замечает: «Все упирается в источники финансирования. Если говорить об источниках, то можно однозначно сказать, что такие деньги очень большие для нашего государства...» Я же более чем уверен, что наш Президент, отдавая свои многочисленные распоряжения о разработке программы проведения второго этапа компенсации обесцененных вкладов, был прекрасно осведомлен о состоянии экономики республики. Не делал же он это, как кому-то думается, просто так, как говорят в народе, с кондочка. Поэтому нормальному человеку невозможно понять, почему еще и сегодня в республике не реализовано, не удивляйтесь, ... предложение Нацбанка начать с 1-го января 2005 года второй этап компенсации обесцененных вкладов. Ведь еще в ноябре 2004 года наши газеты не без гордости сообщали: «Национальным банком в соответствии с поручением Президента разработаны предложения по решению этой проблемы, которые направлены в Совет Министров. В частности, для поэтапного осуществления дополнительной компенсации предлагается осуществить выплаты в первом полугодии 2005 года ветеранам Великой Отечественной войны, во втором полугодии 2005 года -- лицам, достигшим 80 лет...»

Выходит, обнадежили стариков и опять забыли. Похоже, что нашим властным и банковским структурам наплевать на страдания и переживания наших святых доверчивых ветеранов. И их совершенно не волнует, что многие из «ограбленных» со слезами на глазах уходят от нас навсегда в мир иной, так и не дождавшись восстановления справедливости. Что же мы за люди? И имеем ли мы право ими зваться? А может быть, нашим ветеранам уже пора кончать теперь все эти нечеловеческие издевательства и, как советует кандидат юридических наук Максим Знак, начать защищать свои явно справедливые интересы в судах?

И самое последнее. Во время «прямой линии» Надежда Ермакова, вольно или невольно, намекнула Валентине Васильевне, что выплата ей пенсии теперь якобы напрямую зависит от компенсации ей потерянны сбережений. Уважаемая Надежда Андреевна, не мне, простому обывателю, вам пояснять, что пенсии граждан (как и уже было сказано, компенсация украденных сбережений) это, насколько я понимаю, не государственная или банковская благотворительность, а простой возврат ранее перечисленных в госбюджет каждым работником пенсионных отчислений от зарплаты. И только. Ведь долг, как правило, у честных людей, структур всегда платежом красен.

Или я снова чего-то не допонимаю, в чем-то заблуждаюсь? Поэтому очень бы хотелось, чтобы сложившуюся в республике ситуацию с компенсацией пропавших народных сбережений прокомментировали в СМИ сами специалисты банковских служб и властных структур. Но прокомментировали не пустословно, как это часто бывает в ответах отдельному человеку, а аргументировано, доказательно. Думаю, это было бы интересно и полезно для всей многочисленной армии банковских вкладчиков Беларуси и особенно для обобранных до нитки наших бескорыстных трудяг- стариков, которым после «прямой линии» в «СБ. Беларусь сегодня» остается только удивляться и возмущаться.
Константин РОМАНОВСКИЙ.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter