Долг без возврата

Еще не залечены раны первой деноминации, а в 2016 году состоится уже третья
Еще не залечены раны первой деноминации, а в 2016 году состоится уже третья. Под словом «раны» имеется в виду компенсация обесцененных «советских» вкладов. Времени, чтобы осмыслить различные варианты решения этой проблемы, было немало, но бывшие вкладчики пока так и не услышали предложений, заслуживающих внимания. Даже в программах кандидатов в Президенты на недавних выборах тему эту деликатно обошли стороной, никто из кандидатов так и не вспомнил о погашении долга перед значительной частью народа страны. В Указе № 450 «О проведении деноминации официальной денежной единицы» негативному опыту прошлых деноминаций также не дано оценки, хотя, по моему убеждению, прежде чем проводить «ампутации» нулей, государству было бы неплохо рассчитаться с добросовестными вкладчиками за свои былые просчеты.

Скажу откровенно, сознательных, злоумышленных целенаправленных, запланированных деяний в этом вопросе я не усматриваю. Скорее всего, в деле обеспечения долгосрочного роста и развития экономики очевидна слабость госуправления, а также неумение чиновников объективно оценивать риски, познавать и соблюдать экономические законы, сохранять и приумножать народное достояние.

Президент, кстати, на тему возврата советских вкладов высказывался неоднократно. «Но что сегодня говорить, если пока средств нет, — признался он в Послании Парламенту и белорусскому народу в 2012 году. — Вот появились у нас когдато деньги — мы немного их людям дали. Сегодня разве о том речь, чтобы мы какието вклады компенсировали и выплатили? Это значит надо из бюджета у врачей, учителей,
военных забрать деньги и направить их на компенсацию. Мы пока к этому не готовы. Давайте подождем, встанем на ноги — тогда, может быть, и вернемся к этому вопросу».

Представляют интерес также заявления по этому вопросу бывших глав Нацбанка Петра Прокоповича и Надежды Ермаковой. Так, по заверениям Петра Петровича, вклады планировалось вернуть еще в 2012 году «полностью с учетом инфляции и всех процентов за прошедшие годы». Не волнуйтесь, ничего не пропадет, уверял экспредседатель. А вот Надежда Андреевна обещаний пустых не давала, а сразу объявила, что вопрос этот задается вкладчиками не по адресу. Вклады ведь «люди делали не в Национальный банк, а в конкретные банки». Все бы ничего, но такую точку зрения разделяет и наша судебная система, отказываясь принимать и удовлетворять исковые заявления. Попытаюсь восстановить
справедливость. В советские годы в сберкассах хранились не доходы спекуляции и взяток, не капиталы олигархов, а сбережения трудового народа. По рублю, по десятке отрывалось от семейного бюджета, а из этих маленьких денежных ручейков формировались миллиардные финансовые потоки, используемые в государственных целях. Прозрачности их использования, конечно, не было, никто даже не знал, какие огромные средства направлялись братским коммунистическим партиям за рубежом, на строительство объектов отдыха для номенклатуры, на милитаризацию страны. Законопослушные граждане понятия не имели об инфляции, индексации, страховании вкладов и прочих популярных ныне рыночных терминах.
Но смена власти, корыстная политика банков (раздача льготных кредитов, продажа валюты служащим банков по заниженным ставкам и курсу, безвозмездная передача госимущества коммерческим банкам, взвинчивание процентных ставок, размера маржи, устроенный банками коллапс в осуществлении безналичных расчетов, скрытые девальвации), просчеты экономических институтов государства в ценообразовании привели к инфляции и обесцениванию вкладов. Все последующие меры по компенсации обесцененных вкладов в нашей республике со стороны власти оказались недостаточными и, по сути, превратились в фарс. Особенно безучастно относился к своим вкладчикам Сберегательный банк, и такую же позицию впоследствии занял и ОАО «АСБ Беларусбанк». В народе меры по индексации обесцененных вкладов справедливо назвали «насмешкой и издевательством». Не буду приводить их перечень, обсуждать их актуальность или низкую эффективность — они общеизвестны.

В укромных местах пенсионеры и поныне продолжают хранить старые советские сберкнижки. Все надеются, что будет принят новый порядок компенсации дореформенных вкладов, что будет восстановлена справедливость и с этим внутренним долгом своему населению страна справиться достойно. В социально-правовом государстве так и должно быть: даже если вклад был закрыт после 1991 года, вкладчику все равно положена компенсация, то есть система ОАО «АСБ Беларусбанк» обязана вернуть деньги, которые она давно уже потратила, и, кстати, вернуть с процентами. А в случае отказа суды обязаны защитить права вкладчиков.

Иван Сыроквашко
После преобразования Сбербанка в акционерное общество все вклады государство признало внутренним госдолгом. По состоянию на 1 января 1991 года он составлял 16,4 миллиарда рублей. В соответствии с Указом Президента от 8 мая 1996 года № 168 «О компенсации вкладов населения» право на компенсацию вкладов в Беларусбанке было предоставлено только ветеранам войны.

Она производилась путем увеличения остатка средств на счетах в Сбербанке по состоянию на 1 января 1992 года в 1000 раз. Но совершится ли этот акт социальной справедливости в отношении всех потерпевших вкладчиков? Деньги эти, конечно, не канули в никуда, не «сгорели», вернуть их можно. В других постсоветских республиках по долгам в основном расплатились либо завершат эту операцию в ближайшее время без всякой демагогии.

Не произошло от этого ни чрезмерной инфляции, ни обогащения. Повысился авторитет власти, укрепились связи с населением. Но за счет каких источников другие государства рассчитались с населением? В основном из денежных фондов, накопленных от приватизации, выручки от продажи акций, передачи потерпевшим вкладчикам акций доходных предприятий, земельных участков, наделения облигациями, зачета компенсационных сумм при приобретении жилья, оплате коммунальных услуг. Эти источники появились потому, что быстро и качественно провели рыночные реформы.

Сколько же средств могло поступить в бюджет и было потеряно государством изза плохо просчитанных или вообще антинародных действий? На многих предприятиях без достаточных на то правовых оснований списывали в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов, за ненадлежащее исполнение договорных обязательств не взыскивали пеню, штрафы, неустойку.

На разнице внутренних и внешних цен создавались состояния, госимущество перетекало бесконтрольно в собственность тех, кто этим имуществом не управлял. И ныне эта практика имеет место, за продукцию либо не рассчитываются, либо рассчитываются не полностью.

На недавнем заседании Объединенной коллегии генеральных прокуроров Беларуси и России в Минске прозвучало, что 30 процентов сделок между белорусскими и российскими фирмами изначально обречены на провал из-за мошеннических схем.

Немало средств потеряло государство и при расформировании государственных банков и создании на их базе коммерческих банков. Либерально настроенные руководители банков не без успеха протаскивали чуждые молодой республике методы работы буржуазных банков.

Народ должен знать, что АКБ сформировались преимущественно на базе капиталов госпредприятий и организаций и даже средств республиканского бюджета. Понадобилось немало усилий со стороны органов прокуратуры, чтобы понудить их выйти из состава учредителей.

Нацбанк своим письмом № 03016/60 «Об организации ликвидационных комиссий и порядке передачи активов, пассивов и имущества банков» в 1991 году неправомерно разрешил безвозмездно передать имущество госбанков на баланс коммерческих банков — Белпромстройбанку, Белбизнесбанку, Вестбанку, Виткомбанку.

В то время я как старший прокурор осуществлял надзор за соблюдением законности в деятельности банков. По моему предложению прокуратурой была направлена информация в Совмин и Президенту. Отдельные «правоведы» криком исходили, что «няма ў нас адпаведнага заканадаўства», но
замолчать ситуацию было уже невозможно. Созданная затем Главой государства межведомственная комиссия с участием Мингосимущества и приватизации, прокуратуры и Нацбанка установила, что общая сумма неоплаченного и безвозмездно полученного коммерческими банками имущества в ценах на середину 1996 года составляла 256,6 миллиарда рублей. Несколько лет тянулась затем волокита с возвращением нанесенных государству убытков, а за то, что годами пользовались имуществом, ввиду отсутствия договоров аренды, не уплатили ни копейки. Откуда же быть народному государству богатым?

Если коммерческие банки так рвались к народному достоянию и они его, как отмечено мною выше, незаконно отхватили, то продали бы им хотя бы на 16,4 миллиарда рублей и рассчитались бы с вкладчиками.

Кто мешал это тогда сделать?

Система Сбербанка также имела и имеет в своем распоряжении имущество, приобретенное, построенное на народные средства. Почему оно безвозмездно попало в руки акционеров? Вот, к примеру, как распоряжался народными средствами Нацбанк. В 1992—1993 годах его работникам было выдано льготных кредитов (ставки были в два и более раз ниже ставок Сберегательного банка) на потребительские нужды в сумме 1485,7 миллиона рублей. В огромную сумму убытков обошлась и афера с выпуском в 1995 году более 8 тысяч коллекционных монет из золота. Червонцы, поступившие от иностранной фирмы, оказались дефектными и не годными к реализации. А только НДС и таможенных платежей было уплачено на сумму свыше 1,5 миллиарда рублей.

После проведенной в августе 1994 года деноминации денежные сбережения, внесенные в учреждения Сбербанка, сократились в 10 раз. Тщательное изучение республиканской прокуратурой (я был участником того знаменательного заседания Конституционного Суда) принимаемого решения о проведении «ампутации» нулей показало, что оно нарушает права граждан как собственников денежных средств, внесенных преимущественно советскими денежными знаками на хранение в Сберегательный банк.

За счет каких средств возможно ныне выплатить компенсацию? Мнение экономистов — даже 10 процентов национального богатства (имущество, земля, выдача под начисленную компенсацию облигаций, займов, страховых полисов, других денежных обязательств) на это вполне хватит. Не пора ли нам также пересмотреть и дополнить источники пополнения внебюджетного компенсационного фонда. К примеру, ЗВР уже достигли безопасного уровня. Какуюто часть можно направлять в указанный фонд. Экспортный сегмент так-же увеличивается, следовательно, и от него часть выручки должна поступать в компенсационный фонд.

Без разработки проекта закона «О восстановлении сбережений граждан Республики Беларусь» проблема явно с места не сдвинется. До тех пор, пока обесценение денежных сбережений не будет относиться к государственным преступлениям и к преступлениям против прав граждан, все будет продолжаться и повторяться со ссылкой на мифическую инфляцию, кризисы и другие причины. А народ будет оставаться в роли проигравшего.

Иван СЫРОКВАШКО
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter