Долевое покровительство

Давно пытаюсь узнать, какая доля в экономике государства, а какая частного сектора. Обращался с вопросом к ответственным лицам. Дали пищу для размышлений. А ответа так и не получил...
Давно пытаюсь узнать, какая доля в экономике государства, а какая частного сектора. Обращался с вопросом к ответственным лицам. Дали пищу для размышлений. А ответа так и не получил.

Послушать статистиков — негосударственный сектор у нас роскошный, словно сады Семирамиды, государственный — скромный, будто приусадебный участок. В Минэкономики оперируют такими же категориями. А вот люди бизнеса не согласны, обращают внимание: в «негосы» записывают все ОАО. А их у нас в числе крупных предприятий много — «Нафтан», «Белшина», «Горизонт»... Кто же их реальный собственник? Известно: государство.

Есть, правда, и общества, где в уставном капитале доминирует частник.

Казалось бы, вот и ключ, подсказка для Минстата. Подсчитать собственность не по «вывескам», а по долям, которые находятся за надписями. И провести демаркацию: такой–то объем заполняет в экономике государство, а такой — приватный владелец. Директора ОАО качают головами: «Пропорция в отличие от «вывесок» часто меняется. Счетоводы могут и не поспеть». Шутка, конечно, но доля истины в ней пудовая...

Недавно Правительство приняло постановление № 440. Тринадцати акционерным обществам возместят из бюджета часть процентов по банковским кредитам. Тем, которые выделялись на модернизацию. В обмен государство получит 13 свежих пакетов акций.

Привлекает внимание «гастрономическое» наполнение документа: 11 из 13 предприятий представляют пищепром. Среди них такие крупные, как Жабинковский, Городейский и Скидельский сахарные заводы. У каждого из них своя судьба и общие проблемы.

Передряги на российском рынке отозвались затовариванием складов. Сократился сбыт, уменьшилась «оборотка». Погашать займы на запланированное (в годы, когда экспорт шел в гору) расширение уже нелегко. Правительство подставляет плечо. Логично... На этом фоне звучит любопытное заявление «Белгоспищепрома»: чтобы решить проблему сбыта, белорусские заводы, возможно, войдут в российский холдинг «Союзроссахар». Скорее всего, пионером станет Слуцкий сахарорафинадный комбинат. Он сегодня на три четверти частный. Может действовать по своему усмотрению: хозяин — барин. По трем остальным, очевидно, нужен вердикт Правительства. Каким он будет — еще неясно. Меня, честно говоря, занимает другое.

Очевидно, что никакой новый собственник, будь то свой или иностранный, не застрахует предприятие от возможных кризисов. Так же как не застрахованы от неудач и те производства, в которых сегодня контрольный пакет в частных руках. Может ли тактика бюджетных инъекций оставаться главным орудием Правительства? Казна ведь не каучуковая. Это всем известно.

А может, я и не прав в своих рефлексиях. Действительно, зачем мыслить линейно? Известно ведь: история вращается по кругу... Так почему бы и экономической политике не принять форму спирали? Сегодня государство вливает деньги в ОАО и приобретает новые пакеты. Завтра с выгодой продает их частным инвесторам. Бюджет прирастает. А значит, появляется шанс укреплять пошатнувшиеся заводы в перспективе. Затем снова их продавать... Так благодаря отсутствию четкой грани между государственным и частным можно выстраивать бескризисную экономику — идеал нобелевских лауреатов.

Правда, собирая эту модель, придется разрешить противоречие — не все же инвесторы имеют с директивными органами схожий интерес (упрямый факт действительности).

Удастся ли?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter