Наркомания не прощает душевной слабости

Долетай до седьмого неба

Вне зависимости

Старых наркоманов не бывает, говорят врачи. Если человек подсел на порошки, соли, амфетамины или инъекции еще в подростковом возрасте, в редких случаях он доживет до сорока. Встретили пожилого человека с диагнозом наркотической зависимости? Скорее всего, он либо выглядит намного старше своих лет, либо затесался в ряды употребляющих во вполне осознанном возрасте.

Фото  pixabay.com

«У меня была цель — забыться»

— Да, такое тоже бывает: я подсела на наркотики в 34 года, — рассказывает Алиса.

Еще сравнительно молодая женщина проходит третий курс реабилитации в частном центре. Два предыдущих срывались на начальных стадиях. Сейчас прогресс — Алиса в завязке полгода. Как и все наркозависимые, она долгое время отрицала очевидность проблемы. Казалось, стоит лишь захотеть — и можно раз и навсегда покончить с пагубным пристрастием. Ведь это только у подростков неокрепшая психика, а у нее, супруги состоятельного предпринимателя, матери двоих детей, домохозяйки со стажем и дипломом педагога, с целеустремленностью все в порядке. Но…

— Попробовала по дурости на юбилее у семейной пары. Это был какой-то коктейль, который поднял настроение до седьмого неба. Я запомнила эти ощущения, никогда в жизни не чувствовала себя такой окрыленной оптимисткой. Сразу скажу: в то время топить проблемы в коктейлях и использовать таблетки у меня не было ни малейшего повода. Так что первый эксперимент пока оставался единственным. Но через полтора года после этих событий в моей семейной жизни наступил крах: муж ушел к другой женщине, у старшей дочки обнаружили серьезное заболевание. Я рухнула в пропасть отчаяния, слез, безысходности. И подружилась с таблетками. Сначала с антидепрессантами, которые можно было купить в аптеке. Потом уже просила врача выписывать мне рецепт на более серьезные препараты. Однако спустя какое-то время поняла: они тоже уже не помогают. И тогда в памяти всплыл тот злополучный коктейль. Я созвонилась с семейной парой, на юбилее которой его попробовала, напросилась в гости. И там, слово за слово, получила ценную информацию и контакты нужных людей. Так в мою жизнь пришли наркотики. Отдавала ли я себе отчет в том, что делаю? Наверное, не совсем. Просто у меня была цель: забыться. И еще я тешила себя иллюзиями, что «дорогая дурь» (а начинала я с ЛСД) не дает таких губительных последствий, как те же спайсы, про которые мы все наслышаны.

Скрывать от близких, что я стала наркоманкой, удавалось достаточно долго. Первое время я вообще вела обычный образ жизни: делала с детьми уроки, ходила с дочкой по врачам, занималась собой — бывший муж при разводе оставил мне с детьми и квартиру, и щедрое содержание. Не приходилось задумываться над тем, где взять деньги для покупки очередной дозы. Но шли недели, месяцы, употреблять хотелось все чаще. Я начала много спать, мало есть, впадала в наркотический дурман, из которого становилось тяжело выбираться. Появились какие-то случайные мужчины, они подсадили меня сначала на экстези, а потом и на инъекционные наркотики. Уже не вспомню после чего, но начались галлюцинации. Первой тревогу забила дочка, она позвонила папе: «Мама какая-то странная, а в ее комнате часто бывают чужие дяди». Учитывая, что в этот период наша девочка нуждалась в особом внимании и заботе, бывший муж вызверился на меня: мол, во что я превратилась, на что трачу деньги, которые он мне дает! Приехал к нам домой, увидел меня — страшную, бледную, неопрятную, похудевшую с 70 до 49 килограммов, с исколотыми руками. Ужаснулся, кинулся звонить знакомым врачам.

Фото  pixabay.com

«Родные и близкие отреклись от меня»

Дальше, вспоминает Алиса, она «пошла по этапу»: нарколог, психиатр, психолог, снова нарколог, реабилитационный центр. Уже там узнала, что за время своих случайных связей заразилась ВИЧ. Было стыдно и неловко: на групповых занятиях солидная тетя в кругу совсем юных парней и девчат. Немного полегчало, когда появился товарищ по несчастью — 38-летний Дмитрий:

— У него совершенно уникальная история. Он рано стал отцом, с сыном — чудесные приятельские отношения. Когда 17-летний подросток увлекся травкой, папа решил… не отставать! Говорит, хотел контролировать процесс, планировал на своем примере показать, что пробовать можно все, главное — знать меру. В итоге сын как раз таки сумел избежать зависимости, его вовремя забрали в армию. А Дима слетел с катушек: вслед за травкой — маковая соломка, соли, кокаин. В реабилитационном центре взялся за ум, в отличие от меня — с первой попытки. Беда только в том, что у него тяжелейшее заболевание печени, неизвестно, сколько он протянет.

А недавно я узнала, что один из работников нашего центра — алкоголик в стадии длительной ремиссии. Причем пить по-черному он начал после 40, когда получил производственную травму и не смог больше трудиться на прежнем любимом месте работы. Пенсии по инвалидности хватало, чтобы подсесть на рюмку — начинал с коньяка и водки, потом опустился до плодово-ягодного «бырла». Сумел взять себя в руки только после того, как пережил инфаркт. Ушел в религию, стал волонтером. У него интересная философия: например, он считает, что зависимость — алкогольная, наркотическая, игровая — дается Богом в наказание тем людям, которым нужно срочно что-то менять в своей жизни. По его мнению, это испытание надо воспринимать как благо и делать все, чтобы стать лучше.

Психологи рассказывают, что для наркоманов, которые решили стать на путь оздоровления, очень важна поддержка семьи. В этом плане мне не повезло: как только родные и близкие узнали о моей зависимости, отреклись от меня. Родители сказали, что им стыдно за такую дочь — дескать, чего мне в жизни не хватало? Бывший муж, которого я продолжала считать своей семьей, попросил больше никогда его не беспокоить: мол, оплачу тебе лечение, так и быть, но с детьми не смей общаться. А мне так хотелось услышать хоть какое-то доброе слово. Чтобы меня обняли, пожалели. Пробовала звонить своим девочкам, но, судя по всему, их уже начали настраивать против меня. Даже не спросили, когда мы увидимся…

Я живу сегодняшним днем и не строю никаких планов на будущее. После того как пройду до конца программу восстановления и реабилитации (а в этот, третий раз я настроена довести ее до победного завершения), мне нужно будет возвращаться в ту жизнь, которая перевернулась с ног на голову. Возвращаться в пустую квартиру. Пробовать наладить контакты с отцом и матерью, детьми. Пытаться устроиться на работу. Я точно знаю, что не позвоню своим подругам — потому что есть вещи, которые нельзя забыть и простить, в частности предательство в трудную минуту. А значит, предстоит налаживать новые социальные контакты, чтобы совсем не одичать. Сигареты и алкоголь теперь для меня навсегда под строжайшим запретом. Это одна из форм зависимости, которая может кратчайшим путем снова привести меня к наркотикам. Я хочу верить, что справлюсь, но мне очень страшно…

(Имена героев материала изменены)

Часто наркомана узнают по следующим признакам:

» бессонница, бледность;

» застывшее, лишенное мимики лицо;

» сухость слизистых оболочек;

» частая зевота, чихание;

» постоянно заложенный нос;

» дрожащие руки с воспаленными и исколотыми венами;

» необычайно широкие или узкие зрачки;

» не реагирующие на изменение освещенности глаза.

В ТЕМУ

Как вовремя распознать в близком человеке начинающего наркомана? Куда обращаться и кто может помочь? Какая ответственность преду­смотрена за распространение наркотиков? На эти и многие другие вопросы вы найдете ответ на сайте pomogut.by. Это специальный проект, объединивший усилия и возможности государства и гражданского общества, чтобы помочь тем, кто оказался один на один со своей бедой и потерялся в океане обещаний, предложений и услуг.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Все возрасты покорны

Что объединяет любовь и наркотическую зависимость? И первому, и второму состоянию покорны абсолютно все возрасты. Стать жертвой пристрастия к запрещенным веществам можно как в 15 лет, так и в 35, говорит врач психиатр-нарколог Минского городского клинического центра психиатрии и психотерапии Игорь Юргенс:


— Наркотики — сильнодействующие вещества, парализующие деятельность центральной нервной системы и вызывающие искусственный сон и безболезненность. В организме человека нет ни одного органа, ни одной системы, которые бы не страдали от их разрушительного действия. Безусловно, наиболее гибельные последствия употребления наркотиков испытывают на себе подростки — их организм еще не окреп, уязвима психика. Но и для взрослых мужчин и женщин наркозависимость никогда не проходит бесследно. В состоянии наркотического опьянения нередки случайные половые связи, заражение венерическими заболеваниями, ВИЧ и гепатитом. При употреблении наркотических веществ выпадают волосы, разрушаются зубы, ослабляется деятельность сердечно-сосудистой системы, развиваются предраковые процессы, разрушаются клетки крови, страдает мозговая деятельность.

Среда, в которой живет человек, и внутренние причины — два основных фактора, влияющих на вероятность злоупотребления психоактивными веществами. К факторам окружающей среды в подростковом возрасте относятся жестокое обращение с детьми, отсутствие надзора, влияние соцсетей и давление со стороны сверстников. Внутренние факторы в любом возрасте — это самооценка, социальные навыки, уровень стресса, отношение к наркотикам, наличие психических расстройств.

Поддержка близких людей для наркомана в стадии выздоровления действительно очень важна. Однако это должна быть четко мотивированная, грамотная поддержка. Зависимый человек может пытаться манипулировать родителями и супругом, детьми. Поэтому необходимо следить за тем, чтобы он не перекладывал свои задачи на плечи родственников. Реабилитационная терапия — длительный и кропотливый процесс, нужно понимать это и не давать зависимому расслабиться.

lvk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter