Наши корреспонденты встретились с триумфаторами конкурса «Врачи года-2018» на их рабочих местах

Доктора с большой буквы

Сегодня в Минске чествовали «Врачей года-2018». Финал этого конкурса по традиции предваряет День медицинского работника, который в ближайшее воскресенье будут отмечать тысячи людей, посвятивших себя служению самому благородному делу, а также, конечно, их благодарные пациенты. С недавних пор к пяти номинациям прибавилась еще одна, знаковая — «За преданность профессии». В ней победил 89-летний врач-рентгенолог Иван Семенович Наливайко из Слонимской центральной районной больницы. С ним и другими триумфаторами дня корреспонденты «СБ. Беларусь сегодня» встретились на рабочих местах.

Династия — это сила


Лучшему терапевту страны Татьяне Николаевне Мирончик, ныне заведующей поликлиникой Брестской городской больницы № 2, после получения школьного аттестата ничего и не оставалось, кроме как пойти в медицину. Мама — медсестра, отец — фельдшер. Два дяди, брат с супругой — все медики. В Гродненский мединститут поступила без проблем. Вышла замуж за однокурсника.

Фото Юрия Макарчука.

— Сергей Федорович сразу определился, что станет хирургом. Сейчас он заведующий проктологическим отделением Брестской городской больницы № 1. А я хотела стать терапевтом…

Распределились молодые специалисты в Дрогичинскую районную больницу. В 1986 году переехали в Брест. Сергей Мирончик пошел хирургом в больницу скорой помощи, супруга — участковым терапевтом в поликлинику № 1, потом стала кардиологом.

Брестская городская больница № 2 — это стационар на 160 коек, поликлиника на 375 посещений в смену, 7 амбулаторий, ФАПы и четыре участковые больницы в Брестском районе.

Татьяна Мирончик сама в случае необходимости выезжает в район:

— Мы работаем с амбулаториями, если пациенту нужна консультация. Раньше поликлиника и больница обслуживали только Брестский район. Сейчас еще и пациентов из города. Особенность поликлиники в том, что за ней закреплены взрослые пациенты и дети, их половина из 26 тысяч. У нас ведутся смешанные приемы. На специалистов это накладывает большую ответственность.

— Как сегодня люди к своему здоровью относятся?

— Более трепетно. Раньше, как говорила моя бабушка, было принято «жыць, як набяжыць». Инфаркты на дому лечили. Санпросветработа дала результат. Я и сама участвую во многих акциях, выступаю перед разными аудиториями. Медицина сегодня на другом уровне. 

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Евгений Копылец, главный врач УЗ «Брестская городская больница № 2»:

— Татьяна Николаевна — человек, на которого можно положиться во всех случаях жизни. Знающий, опытный работник. Найдет выход из любой жизненной и производственной ситуации, а таковых в нашей работе возникает немало. На нее можно оставить целое учреждение и не бояться уйти в отпуск. Опыт, надежность и терпеливость — ее главные качества. Я этому у нее учусь.

Валентина КОЗЛОВИЧ.

kozlovich@sb.by

Хорошая шутка тоже лечит


«Говорят, мой прадед во время русско‑японской войны был медработником», — поделился со мной семейным преданием заведующий отделением врача общей практики Поставской ЦРБ Михаил Петух. Возможно, гены и привели его в 1991‑м в Витебский мединститут. Никогда Михаил Леонтьевич не сомневался, что дело жизни выбрал правильное. А звание лучшего врача общей практики страны это только подтвердило.

фото Александра Кушнера.

По мнению Михаила Петуха, еще до официального внедрения института врача общей практики каждый сельский доктор фактически таковым являлся:

— Кардиолог наблюдает только сердце, нефролог — только почки, а к врачу в деревне люди обращаются со всем спектром патологий.  

Сегодня доктор Петух руководит целым отделением ЦРБ, которое обслуживает почти 18 тысяч человек:

— В моем ведении сейчас 13 участков, 5 — в густонаселенных районах Постав. Три расположенные там врачебные амбулатории полностью заменяют поликлинику. Жителям бывших военных городков удобно. Ведь до кабинета врача общей практики — не более километра.



Работа медика, избавляющего пациента от болезни, на 95% состоит из положительных эмоций. Но всякое случается… Чтобы абстрагироваться, у доктора Петуха есть несколько способов: дача, пасека, баня, рыбалка, восточные единоборства. А еще увлечение студенческой юности — КВН.

— Как‑то команда Витебского мединститута играла в КВН с военным училищем, — вспоминает Михаил Леонтьевич. — Оппоненты спрашивают: «Почему под Новый год дети водят хоровод?» А мы отвечаем: «Потому что замполит по‑другому не велит!» Я эту шутку вспомнил, когда убеждал бывшего военного, жаловавшегося на проблемы с суставами, сбросить лишний вес. Он реагировал скептически. Когда же я выдал: «Потому что замполит по‑другому не велит!» — мы вместе рассмеялись. В итоге к моему мнению пациент прислушался.

Кроме способностей психолога и артиста, практикующий доктор, по мнению Петуха, должен обладать еще и задатками рационализатора:

Так, к примеру, с английским набором врача общей практики получилось, который я по своей инициативе с большим трудом из‑за границы выписал. Сейчас, правда, слышал, Минздрав уже рекомендует похожие наборы с современными, подсвеченными светодиодами инструментами для коллег закупать. Кроме того, с друзьями‑компьютерщиками мы разработали цифровую амбулаторную карту. Программа, доступная с любого мобильного устройства, заменяет 18 бумажных журналов, выдает министерскую статистику, риски, а также снабжена шаблонами протоколов стандартов лечения, избавляя доктора от нудной писанины. На уровне области наш IT‑продукт, не стоивший бюджету ни копейки, одобряют. Однако, чтобы с ним официально работать, необходимо разрешение Минздрава…

Сергей ГОЛЕСНИК.


Секрет Веры Русецкой


В кабинете заведующей родильным отделением РНПЦ «Мать и дитя» Веры Русецкой всегда много цветов — от благодарных отцов и членов семьи тех, кому здесь посчастливилось недавно стать мамой. А сегодня букетов еще больше — накануне вручения столь важной награды у Веры Михайловны еще и день рождения.

фото Юрия Мозолевского.

Встречает она его на работе, в делах. Утро начинается с обхода всех пациенток. У каждой спросит, как самочувствие, как малыш, всегда готова что‑то подсказать молодым мамочкам — мелочей тут нет. День распланировать сложно, иногда в родильном зале доводится побывать и по 6 — 10 раз (а бывало и больше!). Плюс все сотрудники центра всегда готовы экстренно выехать на самые сложные случаи в любую точку страны, проводят мастер‑классы по экстренным и критическим ситуациям в акушерстве… Как все успевать?

— У меня есть маленький секрет, — делится Вера Михайловна. — Каждое утро я сначала захожу на пост интенсивной терапии, где лежат наши малыши, пока их мамы находятся в реанимации после операции. Возьмешь на руки такую крошку — и сразу так подзаряжаешься на весь день! Они все разные, такие счастливые!



Вопрос о выборе профессии никогда не стоял — она всегда хотела быть врачом, как и ее папа, который, к сожалению, очень рано ушел из жизни. Еще в 9 — 10‑м классах Вера успела поработать и санитаркой, и в регистратуре. А окончательно со специальностью определилась, уже будучи студенткой медвуза, когда побывала на первых родах.

— Я пережила тогда невероятные эмоции и поняла, что хочу помогать женщинам в такой важный для них момент, — говорит Вера Михайловна.

Здесь не бывает простых родов. В это отделение РНПЦ «Мать и дитя» попадают женщины со всей страны с тяжелыми гинекологическими патологиями, сердечными заболеваниями, онкопатологией… И каждую стараются окружить заботой и вниманием. 24‑летняя Яна Моисеенко совсем недавно родила девочку, все это время с ней рядом была Вера Русецкая.

— За вторым только сюда! — уверена девушка. — Я так боялась роддома, а, оказывается, роды могут быть совсем не страшными. Так бережно здесь относятся и к мамам, и к деткам! Всему меня научили, спасибо!



В прошлом году в родильном отделении РНПЦ «Мать и дитя» было принято 1.585 родов.

И в появлении на свет большинства малышей принимала участие Вера Михайловна. 20 лет в профессии, а все такое же трепетное у нее отношение к таинству рождения.

— Это всегда волнительно: у тебя в руках две жизни, — говорит доктор. — Но когда берешь эту новорожденную кроху на руки, когда слышишь этот первый крик младенца, видишь радость мамы, слезы отца — эти моменты непередаваемы!

Недавно в работе доктора Русецкой произошло еще одно радостное и очень волнительное событие: на роды к ней пришла девушка, сама когда‑то появившаяся на свет при участии Веры Михайловны. А ведь это лучшая оценка твоей работы — такое доверие.

Ольга САВИЦКАЯ.


Старший по призванию


Крепкое рукопожатие, ясный ум (даже в шахматы всех обыгрывает!), желание учиться чему-то новому… Ивану Наливайко, врачу-рентгенологу Слонимской центральной районной больницы, в июле исполнится 90. А не скажешь!

Фото Александра Кушнера.

Как здоровье? Тот факт, что человек в такие годы каждый день ходит на работу, и так о многом говорит. Выглядит доктор бодро, читает и пишет без очков. При этом признается: по утрам охота бывает уже и полежать. Хотя вроде бы и бегал совсем недавно — по 20 кругов на стадионе наматывал и гантели тягал.

Последняя запись в его трудовой книжке датируется аж 1966 годом. Рентгенологом в здешней центральной районной больнице Иван Семенович трудится более полувека. Мог и в науку уйти — молодого выпускника Гродненского мединститута приглашали остаться на одной из кафедр вуза, но возможность практиковать перевесила.

— Я — крестьянский сын. Посмотришь на тракториста в деревне: трактор идет, а за ним завеса из пыли. Это же легкие страдали! Жалко людей. Мне хотелось им помогать, — говорит о философии выбора профессии Иван Наливайко. — И самым важным было правильно поставить диагноз.



Фору он и сейчас даст всем своим коллегам, даже молодежь приходит консультироваться. Сказывается не только опыт.

— Посмотрите, сколько у него книг, — обращает внимание заместитель главного врача Слонимской ЦРБ Анна Штабная. — Читает и перечитывает, интернетом пользуется. А еще Иван Семенович все наши новые цифровые аппараты быстро освоил.

— А как без этого? — откликается Иван Наливайко. — Пациенты сейчас стали очень грамотными. Знают больше, чем врач. Сами себе специалисты. И ты должен установить с ними контакт, сделать так, чтобы они поверили не интернету, а тебе. А поверят, когда увидят, что доктор не застыл во времени, интересуется чем-то новым. Помогло и то, что параллельно в течение 20 лет я преподавал анатомию и физиологию. Идешь учить других и готовишься сам.

Сегодня его оборудованный по всем правилам кабинет — не чета коморке советских времен. Да и профессия в то время считалась вредной.

— Облучение шло немаленькое… А представляете, какую дозу я получал, когда с предприятий одновременно по 60 человек приходили? Я ведь был едва ли не единственным рентгенологом на весь район, а сейчас 12 ставок.



Работа на свежем воздухе (есть собственный огород), движение и творог в рационе — такой секрет долголетия Ивана Наливайко.

— А долгожители в семье были? — напоследок спрашиваю.

— Мама прожила 83 года, батька — 69. Но вот сестра на 6 лет младше меня, и она еще тоже доктором в Минске работает. Электрокардиограммы расшифровывает.

Дмитрий УМПИРОВИЧ.


Магия судьбы


Лучшего врача-педиатра страны — заведующую педиатрическим отделением № 3 для эндокринологических больных 2-й городской детской клинической больницы Минска Ольгу Князькину — в рабочем кабинете редко можно застать. Коллеги советуют искать в ординаторской или палатах. График работы — напряженный. Нужно справляться и с административными обязанностями, и детей лечить. 

Фото Владимира Шлапака.

— Мне на протяжении всей жизни везло. Повезло родиться в Буда-Кошелево — маленьком зеленом городке с хорошими людьми. Повезло с родителями (отец — учитель, мама — экономист), которые уделяли нам с сестрой и братом много внимания. Мы и сегодня очень дружны. Повезло с учителями в школе, потом — с педагогами в институте. С первым местом работы — 19-й детской поликлиникой Минска, куда в 1985-м я пришла по распределению участковым педиатром. И с 3-й детской больницей, где проходила интернатуру и клиническую ординатуру. К слову, я родилась 13 ноября — в преддверии Всемирного дня борьбы с диабетом. Наверное, есть в этом какая-то магия. Ведь ординатуру выбрала именно по эндокринологии.

Во 2-й городской детской больнице доктор Князькина с 2005-го, фактически с момента переезда клиники на ул. Нарочанскую. Вместе с соратницей Ольгой Бараш, по сути, занималась формированием нового отделения.



— Когда я начинала, застала еще эпоху свиных и бычьих инсулинов и многоразовых шприцев. Возможности контроля диабета тоже были ограничены. Дети из сельской местности ради таких анализов раз в месяц ездили в райцентр. Потом появились глюкометры, человеческие инсулины, а для удобства их введения — одноразовые шприцы и шприц-ручки. Сегодня в нашем распоряжении система суточного мониторирования глюкозы, инсулиновые помпы, аналоговые инсулины… Все в комплексе плюс «Школа диабета» существенно облегчают жизнь пациентов. Ведь диабет опасен в первую очередь своими поздними осложнениями. А имея хорошие показатели сахара, их можно отсрочить.

Доктор Князькина проводит в больнице большую часть времени. Как распоряжается остальным?

По-разному. Бывает, прихожу домой абсолютно обесточенной в энергетическом плане. И думаю: только бы никто не трогал. Бывает и по-другому. Стараемся с мужем посещать театры, выставки, филармонию. Любим путешествовать, проводить время с друзьями. А еще — ездить на дачу. Как красиво сказала моя коллега: «Когда ты опускаешь руки в землю, чувствуешь отток негатива и приток позитива — жизненной энергии».

Надежда ДЕКОЛА.


Профессия как образ жизни


С четырех лет нынешний заведующий хирургическим отделением Слуцкой ЦРБ, врач‑хирург высшей категории Дмитрий Цариков знал, что будет врачом. С шести — определился со специализацией: только хирургия. Ведь так хотелось быть похожим на отца, известного и уважаемого в Лиде хирурга! Да и мама, рентген‑лаборант, очень часто брала мальчика с собой на работу. А чем там заниматься? Рассматривать снимки. Сначала пытался найти на них то, что написал в заключении врач. С годами начал искать уже и причину недуга. «И сколько было радости, когда диагнозы совпадали!» — признается сегодня лучший хирург страны.

Фото Натальи Тышкевич.

Поступив в Гродненский государственный мединститут, со второго курса он записался в хирургический кружок. А когда началось распределение по группам, попал к профессору Юпатову. Стефан Иванович — единственный, кто разрешал студентам не только присутствовать на операции, но и самим оперировать. Ординатуру проходил в Минской областной клинической больнице и там уже в первый день стал к операционному столу. А через год по распределению вместе с семьей — женой, к слову, врачом‑пульмонологом, и сынишкой — отправился в Слуцк. И вот уже почти 32 года здесь врачует, 22 — возглавляет хирургическое отделение.

Пациенты Дмитрия Вячеславовича называют не иначе как хирург от бога. И действительно, самые сложные случаи — его. Приходилось работать и на открытом сердце, и на головке поджелудочной железы, на желудке, печени… Хотя далеко не во всех районных больницах выполняются подобные вмешательства. Как‑то подсчитал: в год оперирует около 500 раз — по полторы операции в день. В целом же по отделению проводится их более 1.300. За время же всей врачебной практики на счету хирурга Царикова более 16.000 операций! И, несмотря на огромнейший опыт, доктор признается: к операции никогда нельзя быть стопроцентно готовым. Каждая — индивидуальна.

Глядя на молодых специалистов, всякий раз вспоминает себя. Он в их возрасте тоже понимал: чтобы состояться в профессии, надо медицину поставить на первое место. Врач — это образ жизни. Своими нынешними успехами он во многом обязан учителям. Как родного его опекали и в Минской областной больнице, да и в Слуцке было у кого перенять золотые крупицы опыта. Сегодня Дмитрий Вячеславович уже сам растит достойную смену.

Дети не пошли в медицину, но внуки, уверен Дмитрий Вячеславович, точно станут врачами. Причем обязательно хирургами.

Наталья ТЫШКЕВИЧ.

sad@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter