Доктор бывает кусачим

Елена Шостак видела и абсолютно зеленый мед, сделанный пчелами из выброшенных на берег водорослей, и даже мед.
Елена Шостак видела и абсолютно зеленый мед, сделанный пчелами из выброшенных на берег водорослей, и даже мед... из асфальта. Под солнечными лучами дорожное покрытие может разогреться до такой консистенции, что хозяйственные насекомые готовы нести его частички в улей вместо нектара. Правда, нигде больше, кроме как в российском НИИ продуктов пчеловодства, что в городе Рыбное Рязанской области, Елена Николаевна таких медовых патологий не наблюдала. Ей - врачу-физиотерапевту, апитерапевту лечебно-консультационного центра Гродненской областной больницы - чаще приходится сталкиваться с человеческими недугами.

Полосатый шприц

Апитерапевты лечат пациентов не только медом. С древнейших времен известна целебная сила таких природных биостимуляторов, как маточное молочко и цветочная пыльца. Немало медицинских препаратов создано на основе прополиса. Но самое мощное средство от множества болезней - пчелиный яд. Врач берет пчелу пинцетом за брюшко и ставит ее на пораженную недугом зону. Полосатый шприц не нужно упрашивать - укол следует незамедлительно.

Хотя, конечно, это поверхностный взгляд на метод. Народные лекари ставили больным пчел, полагаясь на интуицию. Но официальная медицина не может себе позволить такого "творческого" подхода. Перед тем как назначить лечение, пациента тщательно обследуют, чтобы выяснить, как он переносит пчелиный яд. Анализы, биологические пробы... Ведь есть люди, которые могут серьезно пострадать и от одного укуса. В практике знахарей летальные исходы были редкостью, потому что народ в массе своей был здоровее. А сегодня человек питается в основном химически обработанными продуктами, экологическая обстановка неблагоприятная, иммунитет слабый, результат - аллергия на самые порой безобидные вещи. Апитерапевт не имеет права на риск.

Исходя из особенностей организма назначается и, так скажем, ритм лечения. Дело в том, что каждая болезнь требует своего количества пчелиных укусов. На щитовидную железу, к примеру, ставят 40 - 60 пчел, а для лечения радикулита - от 80 до 160. Естественно, за один раз такую атаку выдержит редкий богатырь, поэтому курс разбивают на дозы: кто-то может перенести по 10 - 15 укусов ежедневно, а кто-то - лишь 3 - 5 через день. Осторожно применять для лечения, кстати, нужно не только пчелиный яд. Например, маточное молочко действует как допинг не только на весь организм, но и на всевозможные опухоли, стимулируя их рост.

В практике Елены Николаевны был случай, когда лечение пчелиными укусами радикулита привело к тому, что у пациента стали выходить почечные камни. Вообще, апитерапевты берутся за выведение маленьких камней в 5 - 6 миллиметров, но пациентов с крупными камнями в почках на пчелолечение не берут, ибо большие по пути могут повредить внутренние органы. Собственно, апитерапия противопоказана пациентам с патологией почек.

Научное обоснование апитерапии в медицине впервые было выдвинуто в 60-е годы прошлого века. Елена Николаевна достает толстый том. Это настольная книга наших апитерапевтов - научный труд Эдуарда Лудянского, основоположника метода в России. Он впервые внедрил его в практику в 70-х годах, и с тех пор его учебник остается базой для последователей. Интересуюсь: "А насколько можно доверять многочисленным брошюрам, посвященным целебным свойствам меда и т.п.?" Елена Шостак осторожна в оценках: "Есть красивые книжки с общими словами, которые невозможно использовать как практическое руководство. Они, скорее, просто напоминают читателю о том, что такие продукты и методы лечения существуют... Хотя некоторые российские школы апитерапии на Урале, Дальнем Востоке издают серьезные книги".

Мед-служба

Где же готовят апитерапевтов? Когда Елена Шостак окончила Слонимское медучилище, ее определили на работу в одну из деревень Ивацевичского района. Выпускница не воспользовалась привилегией красного диплома, а прежде чем продолжить образование, решила поработать. Молодую сотрудницу фельдшерско-акушерского пункта поселили к бабушке Дарье Садовской. "Она была народным доктором, лечила травками, - вспоминает Елена Николаевна. - Получилось, что нас было два врача в доме. Больной приходил к нам, а мы уже с ней консилиумом решали, как его выручать". С тех пор молодая целительница прониклась идеями пожилой. "А к меду я всегда относилась особо, - улыбается апитерапевт. - Для меня детство - это гора пирогов, банка молока и тарелка меда. Наш сосед (это было на Брестчине) разводил пчел не в ульях, а в колодах, имитирующих дупла в деревьях. Эти колоды развешивали в дни медосбора в лесу, поближе к акациям, липе, цветущим травам. Мед, естественно, не чета тому, что сегодня в магазинах продается, получался. Особенно внимательным нужно быть к меду, поступающему из России, где сплошь употребляются технологии производства суррогата, а отличить его от натурального продукта можно только с помощью лабораторного анализа".

Разумеется, Елена Шостак не сразу стала заниматься пчелами. Училась в Гродненском медицинском университете, одновременно работая в отделении реанимации... А сейчас во дворе больницы своя пасека в полсотни ульев! Ухаживает за больничными пчелами Александр Юргель - мужчина невероятно добродушный и энергичный, несмотря на свои "за восемьдесят". Александр Иванович никогда не пользуется защитной сеткой. Пчелы, говорит, чувствуют биополе и хорошего человека никогда не укусят. Если не размахивать возле ульев руками, конечно. "Когда на пасеку приходит неугодный пчелам гость, они сначала кусают меня, дескать, зачем привел такого, а потом уж принимаются за него, - рассказывает Александр Иванович. - Но пчеловоды живут долго именно потому, что их регулярно кусают пчелы".

Здоров, как... ужаленный

Так чем же полезен пчелиный яд? Про его химический состав дотошный читатель прочитает в специальной литературе. Я же упомяну лишь о том, что яд насыщен белковыми веществами и в нем содержится 18 из 20 необходимых организму аминокислот! Причем яд проникает туда, куда нет дороги искусственным лекарствам, молекулы которых зачастую слишком велики по размеру и потому не могут проникнуть в клетки. Например, тот же позвоночник. Елена Николаевна с редким артистизмом изображает в лицах, как страдают деформированные, сплющенные клетки при радикулите и как они расправляются под воздействием пчелиного яда. "Когда кто-то плохо себя чувствует, он замыкается в себе и сосредоточивается на своем состоянии, и все вокруг знают: лучше его не трогать - он БОЛЕЕТ! Но вот ему налили сто грамм с перцем, он чувствует прилив энергии, расправляет плечи и начинает работать, - смеется Елена Николаевна. - Вот так же энергия распирает и больные клетки после пчелиного укуса". Вспоминаю, как деревенеет укушенный пчелой палец, и ярко представляю себе буйное поведение этих самых хлебнувших яду клеток.

Шутки шутками, а то, что многие пациенты избавились здесь от своих недугов, - факт. Успешно лечат в Гродно бронхиты, болезни суставов, простатиты. При шуме в ушах и отитах пчел ставят за уши, причем замечено, что у некоторых пациентов после такой процедуры улучшается зрение. Апитерапию с успехом применяют для реабилитации двигательного аппарата после инсульта. Псориаз пчелами полностью не вылечишь, но устойчивой ремиссии добиться можно. Это лишь основная часть того, что успели гродненские апитерапевты за 3 года работы. В монографии Лудянского список болезней, которые побеждают пчелы, огромен. Есть там даже психиатрические заболевания. Но мы будем говорить все же о конкретном опыте конкретной гродненской больницы. Боятся ли пациенты боли от укусов? Такой вопрос может задать только тот, кто не знает, что такое острый приступ подагры. Секундный укол жала не сравним со страданиями, приносимыми человеку бесчисленной армией болезней.

И все же блага апитерапии используются у нас еще недостаточно широко. В Японии, например, маточное молочко и цветочная пыльца входят в обязательный рацион школьников и пожилых людей. Именно продукты пчеловодства позволяют японским специалистам успешно бороться со старческим увяданием, продлевая жизнь своих граждан. "Хотя, конечно, не стоит впадать в крайности и лечить пчелиными укусами насморк", - замечает Елена Шостак.



Кстати

Врачевание укусами насекомых отнюдь не стало привилегией официальной медицины, но и народные целители утратили монополию в этом деле. Сегодня основные конкуренты знахарей - бесчисленные периодические издания и Интернет-сайты, содержащие советы медицинского характера. Впрочем, человек сам волен решать, доверять этим, чаще всего анонимным, консультантам или нет. Для примера всего один рецепт из одного "лечебника": "При лечении ревматизма следует взять муравьиную кучу со всем ее содержимым: муравьями, их яйцами, древесной трухой и пр. Покрыть больные места ревматика марлей, сложенной вдвое, и на марлю насыпать все содержимое муравьиной кучи. Необходимо терпеть и стоически переносить укусы. Муравьев держать 5 - 6 часов. Курс лечения продолжить через день и так далее, пока больной не выздоровеет".

Главное, чтобы в этой сцене, смахивающей на эпизод из жестокого боевика, добровольно согласился участвовать сам больной.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter