Посетили единственный в стране поисковый батальон, который занимается увековечением памяти жертв войн

Докопаться до истины

В наше время, когда некоторые страны пытаются переписать историю, в частности, искажают и нивелируют роль советского народа в победе над фашизмом, вопрос о сохранении достоверной летописи и памяти становится сверхактуальным. Ведь именно наши предки, не щадя себя, отдали свои жизни за мирное небо. Накануне Дня защитников Отечества и Вооруженных Сил Беларуси корреспонденты «Р» отправились в единственный в стране поисковый батальон и узнали, чем живут бойцы, которые в сезон поднимают из земли сотни человеческих останков — жертв фашистской жестокости.


С апреля до сентября

В деревне Боровка Лепельского района в войсковой части 28443 располагается 52-й отдельный специализированный поисковый батальон Минобороны. Дело, которым он занимается, важное и благородное.

— Мы проводим полевые поисковые работы, занимаемся поиском неучтенных воинских захоронений для увековечения памяти защитников Отечества, — встречает нас командир батальона — майор Андрей Рубин. — Приоритетным направлением являются работы в рамках расследования уголовного дела, возбужденного Генеральной прокуратурой по факту геноцида населения Беларуси в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период.

Андрей РУБИН.

Еще одним направлением батальона является работа с общественными организациями и гражданами в целях патриотического воспитания, в том числе проведение совместных поисковых работ по поиску останков погибших воинов Красной армии, по возможности — установление их имен и других сведений.

— После актуализации вопроса о геноциде мы включились в активную работу, сосредоточив на ней все свои усилия, — делится Андрей Рубин. — Для работы на объектах в рамках уголовного дела выделены несколько подразделений батальона.

Поисковый сезон начинается, как правило, в апреле и длится до осени. Например, в связи с активной поисковой работой в прошлом году он завершился только в конце ноября. Между поисковыми сезонами личный состав готовят по военно-учетным специальностям и обучают порядку проведения полевых поисковых работ.


Патриотизм в поступках

Зайдя в учебный кабинет, мы наблюдаем, как бойцы учатся предельно бережно и осторожно очищать останки от песка и грязи. Среди служащих — двадцатилетний заместитель командира взвода — командир отделения Сергей Карганович. Парня призвали на срочную службу в мае прошлого года. Он не скрывает радости, что попал именно в поисковый батальон.

— Быстрее время летит на раскопках, — признается Сергей Карганович. — Сначала нас обучали, как их проводить, посвящали в саперное дело. А когда прошли курс молодого бойца, отправились на раскопки в Мядельский район. Бывает, копаешь долгое время, а на улице такая жара, что пот тремя ручьями льется. Когда доходишь до останков, переполняет чувство скорби и горести…

Бойцы учатся предельно бережно и осторожно очищать останки от песка и грязи.

В сентябре Сергея передислоцировали в Гомельскую область, на места, куда фашисты свозили мирных людей и расстреливали. Там оказалось гораздо больше останков, чем на первом объекте.

— Смотришь, в каких позах жертвы лежат, сколько их было, и не по себе делается. У большинства прострелены черепа. Когда начинаешь это визуализировать, становится жутко. Учитывая последние события, когда некоторые «деятели» хотят переписать историю и забывают, какие подвиги совершали наши прадеды и деды, через какие горести прошел наш народ, отрадно, что существует наш батальон, который работает в том числе на сохранение исторической памяти.

В эмоциональном плане для Сергея самым тяжелым оказалась находка фрагментов детских пеленок в Поставском районе. Это очередное доказательство того, что фашисты творили ужасные злодеяния, не щадя никого — ни женщин, ни детей, ни стариков. Парню хочется поднять как можно больше останков, чтобы никто не остался забытым, а современное поколение увидело, с какой немыслимой жестокостью действовали оккупанты.

— Все мы чувствуем в себе глубокий патриотический подъем, когда выезжаем на новое место раскопок, — гордо произносит Сергей Карганович. — Мы осознаем, что возвращаем из небытия десятки и сотни пропавших воинов, поднимаем на поверхность всю ужасную правду войны о геноциде мирного населения. Это важная работа, значение которой трудно переоценить.

В местном музее на территории части представлены ценные для истории находки.

Прикоснуться к истории

Как военнослужащие понимают, где надо проводить раскопки? Командир батальона объясняет: информация поступает от граждан и по результатам архивно-исследовательских работ. С учетом этих данных местные органы исполнительной и распорядительной власти составляют информационные листы и направляют их в батальон для включения в план на предстоящий сезон. На места проведения полевых поисковых работ выезжает от пяти до 15 человек. В зависимости от масштаба и погодных условий работы занимают от недели до нескольких месяцев.

На раскопках участвуют и постоянный состав, и солдаты срочной службы. Младший сержант Александр Михута уже два месяца служит по контракту, а до этого у него за плечами полтора года срочной службы. Изначально служить в батальоне страшновато, но потом привыкаешь.

— Чувствительным и суеверным ребятам в нашем батальоне не место, — замечает Александр.

А вот самое опасное, по мнению бойца, — находить взрывоопасные предметы. Парень рассказал, как однажды на миноискатель поступил сигнал: казалось, что нашли металлическую трубку, но когда ее хорошенько зацепили лопатой, увидели, что это минометный снаряд. Дух захватило, сердце начало биться быстрее… Приехали саперы, забрали находку.

Переходим в центр поисковой работы, в котором представлены ценные для истории находки. Очень часто его посещают учащиеся школ. Здесь проводят занятия по военно-патриотическому воспитанию. Батальон активно сотрудничает с представителями Гомельского кадетского училища: в прошлом году парни участвовали в полевых работах.

— У молодежи возникает неподдельный интерес, когда начинаешь рассказывать о событиях минувших лет, — поясняет Андрей Рубин. — Когда подростки сами бывают на местах сражений, бездушного уничтожения мирного населения, у них по-другому формируется представление об истории, о тех событиях, которые здесь происходили.

В прошлом сезоне бойцы батальона отработали 81 поисковый объект, извлекли более 3500 останков погибших, установили 42 имени. Найти медальон, который помогает установить имя павшего воина, считается большой удачей. Нередки случаи, когда имена восстанавливают по боевым наградам, по сопутствующим личным вещам: ложкам, расческам. Установленные имена наносятся на обелиски в местах захоронений.

Археолог поискового батальона Вадим ТОМИЛИН.

Такая благородная работа не остается без поощрения. За период существования батальона более 40 военнослужащих награждены знаком «За актыўны пошук». Среди них — заместитель командира взвода — командир отделения младший сержант Игорь Хотько. Свой первый поисковый сезон парень вспоминает с гордостью: уже на первом объекте в Логойске бойцы извлекли около 750 останков. Параллельно попадались оружие, патроны. А завершали сезон в Копище, на местах, где в годы войны убивали мирных людей. Захоронения искали по лесам около двух недель. Нашли одну из семи ям, в одной из которых было около 500 костных останков. Остальные продолжат исследовать уже в предстоящем сезоне.

— На раскопках чувствуешь волнение и злость от того, каким образом пришлось погибать людям, — признается Игорь Хотько. — Чтобы все знали, что происходило на нашей родной земле, мы занимаемся раскопками.

И хотя у парня через три месяца заканчивается срочная служба, покидать часть он не собирается. В планах бойца — переход на контракт. Говорит, причастность к восстановлению истории так вдохновляет, что решение остаться в батальоне пришло по ходу службы. Семья 21-летнего солдата поддержала его стремление.

ЦИФРА

За 27 лет деятельности поискового батальона произведено более 313 тысяч разметок границы воинских захоронений, извлечено почти 100 тысяч военнослужащих Красной армии, более 213 тысяч жертв Великой Отечественной, более 6 тысяч жертв Первой мировой войны.

КСТАТИ

Предметы, найденные во время раскопок, военнослужащие батальона отправляют в местные военные комиссариаты, которые в дальнейшем инициируют их передачу в музеи. Находки, обнаруженные солдатами, сейчас можно увидеть в Музее истории ВОВ, Музее военной истории, Гомельском областном музее военной славы и многих других собраниях.

grudnitskiy@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter