Наибольший объем платежей в бюджет поступил от торговли и ремонта автомобилей и мотоциклов

Доходы оптом и в розницу

В любом государстве есть основной финансовый инструмент, с помощью которого решается большинство экономических и социальных задач. Он содержит в себе сметы по ведомствам, государственным службам, правительственным программам, а также сведения об источниках и прогнозах ожидаемых денежных поступлений. О том, что представляет собой государственный бюджет страны, рассказала Юлия Медведева, кандидат экономических наук, директор ГНУ «Научно-исследовательский экономический институт Министерства экономики Республики Беларусь».


— Депутаты Палаты представителей приняли в первом чтении проект республиканского бюджета на следующий год. Как формируется государственная казна? 

— Она, как и в других странах, формируется с помощью налогов и сборов, которые поступают от юридических и физических лиц. Эта часть финансов всей страны контролируется государственными органами. За счет такого устройства государство может воздействовать на механизмы рынка. В бюджетную систему Беларуси как самостоятельные части включаются республиканский и местные бюджеты. Для реализации целевых задач и функций государства могут создаваться государственные внебюджетные фонды, каждый их которых имеет свой отдельный бюджет. На текущий момент в стране функционирует 4 государственных внебюджетных фонда: социальной защиты населения, универсального обслуживания Министерства связи и информатизации, Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел, гражданской авиации. Консолидированный бюджет Республики Беларусь состоит из республиканского бюджета, консолидированных бюджетов областей и Минска. 

— Кто имеет право распоряжаться главным «кошельком» страны?

— В так называемом бюджетном процессе участвуют Президент, Парламент, Правительство, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы Комитета государственного контроля и другие государственные органы, а также получатели бюджетных средств. Министерство финансов разрабатывает проект республиканского бюджета на очередной финансовый год, который в форме проекта закона вместе с расчетами, аналитическими и другими материалами вносится на рассмотрение. В случае одобрения Правительством этот проект и расчетные показатели по консолидированному бюджету Республики Беларусь представляются на рассмотрение Президенту, который, в свою очередь, представляет проект Палате представителей. Местные исполнительные и распорядительные органы вносят проект решения о бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение соответствующего местного Совета депутатов.



— Каким образом формируются доходы и расходы?

— Доходы — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке. Они могут формироваться как за счет налоговых и неналоговых доходов, так и безвозмездных поступлений. Неналоговые доходы — это средства, получаемые в виде платы за пользование государственными фондами, имуществом или компенсации за оказанные государством услуги юридическим и физическим лицам. А к безвозмездным поступлениям относятся необязательные платежи, которые включают в себя поступления от иностранных государств, международных организаций в форме межбюджетных перечислений. В свою очередь расходы — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства. Более половины доходов консолидированного бюджета приходится на доходы республиканского. Но после передачи средств из республиканского в региональные соотношение по доходам изменяется в пользу местных бюджетов. В республиканский также включены средства государственных целевых бюджетных фондов национального развития, республиканского централизованного инновационного и республиканского дорожного. В местные бюджеты включаются средства местных инновационных фондов. Соотношение между доходной и расходной частями определяет такое понятие, как итоговое сальдо: в зависимости от его величины бюджет может быть профицитным, дефицитным или сбалансированным.

— Каковы особенности главного финансового документа на будущий год?

— Впервые после профицитных бюджетов за последние годы в 2020-м планируется дефицит в размере 995,077 миллиона рублей, что составляет около 1% ВВП. Это обусловлено снижением поступлений доходов от экспорта нефтепродуктов в результате налогового маневра, проводимого Российской Федерацией в нефтяной сфере. Но в рамках фискальных мер налоговой политики в следующем году предусматривается индексация ставок налогов, установленных в белорусских рублях, в целях их адаптации к инфляционным процессам на прогнозную инфляцию — 5%. Планируется также увеличение ставок акцизов в рамках их гармонизации в ЕАЭС (на крепкие алкогольные напитки — 6%, на табачные изделия — 15% на все ценовые группы). Доходы консолидированного бюджета в целом прогнозируются в сумме 39,5 миллиарда рублей, что выше ожидаемого исполнения в 2019 году на 426,5 миллиона, или на 1,1%. В 2020-м в состав республиканского бюджета включаются также средства государственных целевых бюджетных фондов в общей сумме 73,0 миллиона рублей, в том числе средства республиканского фонда универсального обслуживания связи и информатизации и республиканского фонда гражданской авиации, которые ранее являлись внебюджетными. Соотношение заработной платы в бюджетной сфере к заработной плате по экономике предусмотрено в целом не ниже 80%, а расходы на оплату труда (включая пенсии военнослужащих) увеличатся на 2 процентных пункта (с 35 до 37%). Предполагается увеличение расходов на науку, причем опережающими темпами по сравнению с другими расходами. Они составят 330,0 миллиона рублей, или 0,23% к ВВП (в 2018 году — 0,204% к ВВП). Установленные нормативы отчислений от республиканских налогов, сборов и пошлин в местные бюджеты сохранятся. На уровне уходящего года будет сохранен и объем дотаций, независимо от планируемого поступления собственных доходов. 

ДОСЛОВНО


Юрий Селиверстов, заместитель министра финансов:

— Проект республиканского бюджета — 2020 сверстали исходя из базового сценария развития экономики. Он предполагает рост ВВП на уровне 101,9%, цену на нефть — 60 долларов за баррель, уровень инфляции в пределах 5%. Общий объем потерь доходов бюджета в 2020 году оценивается в 1,9 миллиарда рублей. Сокращаются вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты на 537 миллионов, поступления средств от так называемой перетаможки российской нефти — 951 миллион рублей. 

shamko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter