Как заставить деньги работать?

Доходы на паях

В акции и облигации пока мало кто вкладывает сбережения. Между тем это может быть гораздо выгоднее, чем класть деньги на счет в банке. Оценить риски и доходность различных вложений, рассказать о перспективах развития фондового рынка согласился исполнительный директор Ассоциации участников рынка ценных бумаг Антон Андренко.

 


— Какие сейчас есть варианты для приумножения капитала?

 

— Неплохой альтернативой привычным для всех депозитам, на мой взгляд, в ближайшее время могут стать акции и облигации. Уже сейчас доходность по некоторым из них зачастую бывает выше, чем по банковским ставкам.

 

Сегодня число облигаций в общем объеме ценных бумаг, которыми торгуют на бирже, превышает 90 процентов. Такой бурный рост объясняется тем, что на получаемые доходы распространялась налоговая льгота. Но со следующего года она действовать не будет. И фондовый рынок может стать не столь привлекательным, в итоге сократится альтернативное кредитование реального сектора экономики.

 

— Сейчас каждый может купить у застройщика, на бирже или в банке жилищные облигации. Это на самом деле реальная возможность решения квартирного вопроса?

 

— Выгода здесь обоюдная. Строительной организации не нужно брать кредит в банке. Она получает необходимые инвестиции через выпущенные ею же бумаги. А граждане с каждой жилищной облигацией приобретают квадратный метр жилья.

 

— Только половина нашего населения поменяла чеки “Имущество” на акции. В чем причина?

 

— Если доходность по облигациям фиксированная, то по акциям плавающая: деньги можно получить в виде дивидендов либо за счет прироста их рыночной стоимости. К примеру, можно вспомнить время, когда за одну акцию пивзавода “Оливария” предлагали 150 тысяч, а потом ее стоимость выросла в разы. Похожая ситуация была и на фабрике “Коммунарка”. Вспомним и удачное IPO (первичное размещение акций) Минского завода игристых вин. Но пока люди настороженно относятся к подобным сделкам. Например, недавно завершилась открытая продажа акций Гомельского жирового комбината. Их было реализовано всего 23 тысячи из четырех миллионов. Но, на мой взгляд, это было достаточно интересное предложение. Тем не менее на рынке существует негласное правило: чем большую доходность сулит финансовый инструмент, тем больше в нем заложено рисков. Поэтому вместо ценного актива можно приобрести и никчемные бумажки. Чтобы этого не случилось, надо консультироваться у профессионалов. У нас только брокерских компаний около семидесяти.

 

— А граждане сами могут участвовать в биржевых торгах?

 

— В торговой системе валютно-товарной биржи более 60 тысяч клиентов. Из них 70 процентов — это физические лица. Хотя доля их операций, конечно, оставляет желать лучшего.

 

— Почему акции наших предприятий не особо пользуются спросом за рубежом?

 

— Мы там успешно разместили несколько эмиссий облигаций. Процедура же проведения IPO за границей дорогостоящая и затратная. Наши стандарты предоставления финансовой отчетности отличаются от западных, и у нас почти не готовят экономистов, которые способны составлять прозрачные и понятные инвестору документы. Что же касается нашего рынка, то он, конечно, небольшой, но зато услуги по выпуску акций у нас гораздо дешевле, чем за рубежом. Кстати, уже порядка шести-семи предприятий размещали на валютно-фондовой бирже свои акции и большинство из них добились успеха. Интересные события ожидают нас в ближайшие годы. Планируется в рамках Единого экономического пространства к 2020 году гармонизировать законодательство по рынку ценных бумаг. И тогда мы сможем свободно проводить IPO на российской или казахстанской бирже.

 

— Что нужно предпринять, чтобы рынок ценных бумаг заработал в полную силу?

 

— Необходимо завершить процесс приватизации. Большинство акций прибыльных предприятий находится в руках государства. На мой взгляд, надо развивать институт доверительного управления. Пусть даже это будут банковские работники, которые в интересах клиента будут инвестировать и приумножать его средства. Чтобы в экономике появились инвестиционные ресурсы длительностью до 30 лет, должна заработать система пенсионного накопления.

 

Интересны возможности паевых фондов, которые, если будут созданы, смогут привлекать средства населения и даже выкупать государственные предприятия. То есть потенциал для развития у нас очень большой.


БЛИЦОПРОС

Об этом спросил жителей Солигорска корреспондент Владимир Быченя.

Светлана Щаврук, председатель наблюдательного совета ОАО “Стройтрест № 3”:

— Работники треста, когда-то обменявшие именные приватизационные чеки “Имущество” на акции предприятия, стареют, уходят из коллектива. Руководство предприятия обратилось в высшие инстанции и получило разрешение часть акций, принадлежащих государству, продать работникам треста. В последние годы “вес” наших акций увеличился в разы, потому их охотно приобрели строители, непосредственно занимающиеся возведением объектов. А акционер, хозяин производства, всегда лучше трудится, чем наемный работник.

Виктор Бородкин, профсоюзный работник ОАО “Беларуськалий”:

— Нам необходимо развивать фондовый рынок. Это будет стимулировать предприятия лучше работать и получать инвестиции от населения. Для людей же появится еще одна возможность выгодного вложения денег. Так думают многие калийщики.

Александр Давыдович, пенсионер:

— Не имею ни акций, ни облигаций, ни других ценных бумаг. Все заработанные деньги мы с женой тратили на воспитание детей, помогли им получить высшее образование, найти свою дорогу в жизни. А это, на мой взгляд, самое надежное вложение средств.


 

dev@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter