Какой быть налоговой системе Беларуси

Доходы имеют значение

Что делать, если ваш личный или семейный бюджет испытывает хронический дефицит? Ответ очевиден: либо урезать расходы, либо думать о том, как больше зарабатывать. В масштабах государства все намного сложнее. Ведь республиканский бюджет формируется из наших налогов. Поэтому при корректировке Налогового кодекса действовать надо весьма аккуратно, по принципу «не навреди». На что, собственно, Президент и нацеливает Правительство. Проще говоря, здесь нужна та самая «золотая середина», чтобы и бизнес не обидеть, и бюджет не оголить.

В Беларуси примерно 40% ВВП перераспределяется через бюджет. В Западной Европе уровень централизации финансовых ресурсов заметно выше. У партнеров по Евразийскому экономическому союзу этот показатель в среднем 30 процентов. К чему стремиться? Хотя очевидно и то, что банально скопировать чужой опыт не получится. Хотя бы по причине разных моделей экономики. В Казахстане, например, могут себе позволить снизить подоходный налог для отдельных категорий граждан до одного процента. А выпадающие из бюджета доходы компенсировать трансфертами из Национального фонда, формирующегося за счет нефтедолларов. У нас такой «кубышки» нет. При этом социальный пакет государства куда больше. Поэтому вызывают недоумение тезисы некоторых апологетов свободного рынка о том, что достаточно всего трех налогов: с розничных продаж, акцизов и единого подоходного налога с физлиц в 10 процентов. Однако потянет ли в таком случае государство свои социальные обязательства? Хватит ли денег на образование, медицину, пенсии и детские пособия, спорт, культуру, оборону и безопасность? Спорный вопрос.

Да, борьба за инвесторов, технологии, рынки сбыта становится все острее. И если не хотим «глотать пыль» за другими, то надо думать и над снижением общей налоговой нагрузки. Но ни в коем случае не рубить сплеча. Быть может, для начала нужно просто пересмотреть действующий пакет налоговых льгот и порядок их предоставления. Предоставить бизнесу выбор способа уплаты налогов «по оплате» или «по отгрузке». Совершенствовать условия применения упрощенной системы налогообложения. Словом, поработать над улучшением качественных характеристик налоговой системы, сделать максимально простым и удобным ее администрирование.

По истечении налогового моратория в 2020 году можно переходить к новому этапу фискальной политики. Контуры ее озвучил накануне заместитель министра финансов Дмитрий Кийко. Речь идет о снижении ставок прямых налогов (налог на прибыль, подоходный налог) при одновременном усилении роли косвенных налогов — НДС, акцизы и другие. Такая тенденция полностью совпадает с налоговой практикой европейских государств, где в последнее время растут ставки НДС и снижаются корпоративные налоги. В Минфине не исключают вариант, при котором ставка налога на прибыль и подоходного налога в Беларуси в среднесрочной перспективе будет установлена на уровне 10 процентов при единой ставке НДС в 20 — 21 процент. По крайней мере, это надо обсуждать уже сегодня. Пакет согласованной налоговой реформы предстоит подготовить к 2020 году.

konon@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter