Доходы и расходы “зеленого” бюджета

Все экологические платежи аккумулируются в республиканском фонде охраны природы, и эти деньги в немалой степени помогают оздоравливать окружающую среду

Экологическая обстановка в Республике Беларусь характеризуется устойчивой положительной динамикой. Такое заключение сделали международные эксперты, работавшие в нашей стране в прошлом и позапрошлом годах. В том числе они оценивали и экономические механизмы управления охраной окружающей среды, роль которых в экологической политике Беларуси постоянно возрастает. Экономические инструменты — экологические налоги и платежи, поступающие в фонд охраны природы, позволяют компенсировать вред, причиняемый окружающей среде, здоровью людей, и поддерживать в сбалансированном режиме природные экосистемы. На что расходуются “экологические” деньги? Как стимулируется модернизация производств и внедрение новейших технологий? Об этом подробно рассказал журналистам в Национальном пресс-центре министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Леонтий ХОРУЖИК.
Основу сложного механизма экономического регулирования составляют экологические налоги, являющиеся самым действенным рычагом снижения вредного воздействия загрязняющих веществ на окружающую среду. В Беларуси эти налоги носят дифференцированный характер: чем больше воздействие на окружающую среду, тем они выше. Действует универсальный принцип “загрязнитель платит”.

Право выбора
— Увеличивая тарифы экологического налога, мы побуждаем природопользователя оценить, что ему выгоднее: платить высокие экологические налоги или внедрять новые чистые технологии, — отметил Леонтий Иванович. — И многие уже научились считать, стали активнее привлекать свои ресурсы для решения экологических проблем.
Если в последнем десятилетии двадцатого столетия максимальная доля собираемости экологического налога была в 1996 году и составляла 0,4 процента ВВП, а в 2000 году снизилась до 0,09 процента, то сейчас этот показатель уже равен 0,7 процента. Хотелось бы обратить внимание тех, кто считает экологические налоги непомерно большими. В других европейских странах, где в последние годы явно прослеживается тенденция “позеленения” бюджета, этот показатель заметно выше. К примеру, в Польше доля экологических налогов составляет 1,9 процента ВВП, в Чехии — 2,7 процента. Так что мы пока не вышли на уровень стран Евросоюза по объемам собирания экологического налога. “Но это вовсе не означает, что у нас из-за этого хуже обстоят дела в области охраны окружающей среды, — подчеркнул министр. — Об этом свидетельствуют и выводы международных экспертов. В этом плане для них был интересен феномен нашей республики. А ларчик, как говорится, просто открывался. Мы стараемся найти оптимальное соотношение объемов собираемости экологических налогов с разумным увеличением себестоимости получаемой продукции. Ведь чем выше будут налоги, тем выше будет и себестоимость, тем самым будет снижаться конкурентоспособность продукции”.
Внедряешь новые технологии — получи льготу
Параллельно с увеличением тарифов на экологический налог в Беларуси применяется определенное льготирование налогоплательщиков, чтобы как раз и снизить этот налоговый пресс и не провоцировать рост стоимости выпускаемой продукции. Такое льготирование начало применяться с 2004 года, а в 2005-м было закреплено указом Президента. Аналогичный указ № 750 глава государства подписал в конце прошлого года. В нем конкретно сформулированы направления, по которым применяется льготирование экологических налогов. Одно из этих направлений — уменьшение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Экологический налог уменьшается на сумму освоенных капитальных средств, направленных на создание установок, технологий и оборудования по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
Второе направление, по которому применяется льготирование, — уменьшение объемов сбросов загрязняющих веществ в водные объекты. Здесь точно такой же подход, как и по воздуху: на какую сумму освоены собственные средства при создании очистных сооружений, на такую же сумму уменьшаются платежи экологических налогов в фонд охраны природы. 
Льготы касаются также создания объектов по утилизации отходов. Кроме того, понижающий коэффициент применяется к экологическим налогам, которые платят природопользователи и хозяйствующие субъекты, получившие сертификат соответствия по ИСО 1400. Тем самым есть неплохой финансовый стимул заниматься вопросами управления охраной окружающей среды.
— Форма льготирования дала уже определенный результат, — сказал Леонтий Хоружик. — Например, в сфере снижения выбросов в атмосферу льготами воспользовались 13 хозяйствующих субъектов. В результате объемы выбросов загрязняющих веществ сократились примерно на 5 тысяч тонн. Выиграли все — и сами хозяйствующие субъекты, и окружающая среда.
Можно войти в долю
Еще одно направление экономического стимулирования — долевое финансирование из фонда охраны природы конкретных объектов, оказывающих массированное воздействие на окружающую среду. Часть необходимых средств — 15—20 процентов — выделяется из бюджетного фонда, а остальные средства должен найти природопользователь, которому это вдвойне выгодно: он получает и деньги из фонда, и снижение экологического налога. И, опять-таки, от такой “сделки” выигрывает окружающая среда.
Есть и особо значимые для страны объекты, которые полностью финансируются из фонда охраны природы. Среди них, в частности, —очистные сооружения строящегося в Шклове завода газетной бумаги. Кроме того, из фонда финансируется реконструкция очистных сооружений больниц, школ.
— Весь комплекс экономических мер, которые мы применяем, и позволил в значительной мере получить тот обнадеживающий результат, который отметили и международные эксперты, — констатировал Леонтий Хоружик.
— Впрочем, есть еще один экономический рычаг — грантовое финансирование отдельных программ, которое мы получаем от различных международных организаций. За прошлый год в общей сложности оно составило около 1 миллиона долларов.
Там, где деньги, там и цифры
Итак, куда же направлялись в прошлом году деньги фонда охраны природы? Кстати, сам по себе это уникальный целевой фонд финансирования природоохранных мероприятий. Подобные фонды имеют считанные страны.
В 2006 году фонд охраны природы составлял 403 миллиарда рублей. 65 процентов этих средств были направлены на охрану и рациональное использование водных ресурсов. В частности, они пошли на завершение строительства и реконструкцию 14 очистных сооружений, а также на проведение водоохранных мероприятий на более чем 300 объектах канализации. Это позволило в целом по стране сократить сброс недостаточно очищенных сточных вод в водные объекты в объеме около 500 тысяч кубических метров в год. При долевом участии средств фонда охраны природы завершены работы на очистных сооружениях в Гродно, Горках, Березе, Орше, Островце, Чашниках и в ряде других населенных пунктов. Мощность очистных сооружений по очистке сточных вод увеличилась почти на 60 миллионов кубических метров в год.
Кроме работы на объектах по водоочистке проводились и мероприятия на объектах по водоподготовке. За счет средств фонда охраны природы была введена в эксплуатацию 21 станция по обезжелезиванию воды, и еще около 100 тысяч жителей нашей страны стали пить более качественную воду.
В общей сложности на мероприятия, связанные с водообеспечением и водоотведением, из фонда охраны природы было направлено около 95 миллиардов рублей. Плюс к этому — применение экономических рычагов стимулирования позволило привлечь 38 миллиардов рублей собственных средств природопользователей.
В значительных объемах из фонда охраны природы финансировались мероприятия, касающиеся обращения с отходами. За последние два года было создано 93 станции сортировки твердых коммунальных отходов. В 2006 году завершилось строительство сортировочного биомеханического завода по переработке вторичных ресурсов в Гомеле — его мощность составляет 180 тысяч тонн в год. Также завершилось строительство полигонов твердых бытовых отходов в Новогрудке, Воложине, Мозыре, Ивенце, Глубоком, Быхове и других городах.
Продолжалась и переупаковка потерявших свои потребительские свойства пестицидов, которые размещаются на складах сельхозхимии. В прошлом году было переупаковано 2800 тонн этих небезопасных химических средств.
В целом на решение проблем с отходами из фонда охраны природы было направлено около 48 миллиардов рублей. К ним надо добавить примерно 40 миллиардов рублей собственных средств природопользователей.
Не остались в стороне и проблемы, связанные с уменьшением объемов загрязняющих веществ, попадающих в атмосферный воздух. Задание по вводу в эксплуатацию новых установок по их улавливанию и обезвреживанию в 2006 году выполнено на 160 процентов. Введены в эксплуатацию 23 единицы газоочистного и пылеулавливающего оборудования, что позволило снизить объемы вредных выбросов в атмосферу на более чем 100 тысяч тонн в год.
Непосредственно из фонда на “воздушные” цели было направлено 4 миллиарда рублей, а за счет применения экономических рычагов стимулирования использовано 72 миллиарда рублей — собственных средств природопользователей.
— Так что, как видите, эти экономические рычаги стали работать и побуждать природопользователей активно вкладывать деньги в природоохранные объекты, — заметил Леонтий Хоружик.
Среди других мероприятий, которые финансировались из фонда охраны природы, министр назвал и такое направление, как наведение порядка на земле и улучшение санитарного состояния территорий. В частности, было снесено около 2 тысяч непригодных к дальнейшей эксплуатации помещений сельскохозяйственных организаций и рекультивировано более 1300 гектаров находящихся под ними земель, которые вовлечены в оборот. Кроме того, средства фонда были направлены на рекультивацию около 500 гектаров нарушенных земель, на 640 гектарах проводилась работа по облесению территории. Финансировались и другие мероприятия, к примеру, по предотвращению подтопления земель населенных пунктов. На все это было направлено 75 миллиардов рублей. “Уверен, все эти средства окупятся сторицей — как в плане повышения валового сбора сельхозпродукции, так и в плане решения социальных проблем”, — заявил Леонтий Хоружик.
Направляются средства фонда охраны природы и на реализацию конкретных мероприятий целого ряда государственных программ — возрождения села, “Чистая вода”, оздоровления озера Нарочь, а также на выполнение Национального плана действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды и Национальной системы мониторинга окружающей среды.
Завершая свой подробный отчет, Леонтий Хоружик еще раз подчеркнул, что именно экономические механизмы управления охраной окружающей среды и средства фонда охраны природы позволили нам добиться результатов, которые трудно не заметить. И действительно — не зря же наши успехи по достоинству оценили эксперты зарубежных стран, которые просто так лишний раз не похвалят.


 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter