Что сдерживает сегодня развитие предпринимательства?

Доходное дело

Что сдерживает сегодня развитие предпринимательства? И какой должна быть роль государства в развитии бизнес-среды?
За последние годы государство немало сделало по совершенствованию бизнес-климата. Изменения очевидны, и это наглядно иллюстрирует рейтинг Всемирного банка Doing business, характеризующий условия ведения бизнеса. С каждым годом наша страна занимает в нем все более высокие места. В этом году мы поднялись на 57-е место из 189 государств. Тем не менее доля малого и среднего бизнеса в белорусской экономике в несколько раз меньше, чем в развитых государствах. А многие предприниматели все еще жалуются на сложность ведения своего дела и высокий уровень заурегулированности этого сектора со стороны государства. Что же сдерживает сегодня развитие предпринимательства? И какой должна быть роль государства в развитии бизнес-среды? 

Без деления на своих и чужих


Экономика в предыдущие годы развивалась в основном за счет роста инвестиций в основной капитал (станки, машины, оборудование). Это финансирование осуществлялось главным образом в рамках госпрограмм и механизмов директивного кредитования по ставкам ниже рыночных. Такая модель привела к определенным негативным последствиям. Во-первых, закрепилось разделение экономики на две неравные части. Для 70 ее процентов, то есть для госсектора, кредиты были практически неограниченными и дешевыми, для оставшихся 30 процентов — частников — труднодоступными и дорогими. Во-вторых, высокие объемы инвестиций при недостаточных внутренних источниках вынуждали прибегать к все новым и новым внешним заимствованиям. 

В условиях высоких процентных ставок, обусловленных необходимостью поддержания стабильности на валютном рынке и обеспечения большей привлекательности вкладов в рублях, многие госпредприятия стали рассматривать участие в модернизации как единственную возможность получить дешевое финансирование по субсидируемым процентным ставкам. Это привело к снижению качества разрабатываемых бизнес-планов модернизации и направлению средств на финансирование едва ли не текущей деятельности. Неравные условия хозяйствования не только не смягчали, а даже усугубляли разделение предприятий на крупные государственные, имеющие доступ к дешевым деньгам, и все остальные, для которых отсутствие доступных ресурсов стало одним из факторов, ограничивающих возможности инвестиционного роста.

В результате частный бизнес, достаточно успешно развивавшийся в прошлые годы, в последнее время столкнулся с определенными “пределами роста”. Но даже в таких условиях частные компании оказываются стабильно более прибыльными, чем государственные в тех же отраслях. Рентабельность у частников выше в полтора-два раза. Они имеют меньшее количество плохих долгов (95 процентов просроченной задолженности создается в госсекторе), показывают более высокую производительность труда занятых работников.

Помимо неравных условий хозяйствования и трудностей с кредитованием проектов в тройку основных проблем, мешающих развитию предпринимательства, входит нехватка квалифицированной рабочей силы. При этом избыточная занятость в госсекторе, по различным оценкам, составляет около 10 процентов в целом по экономике и доходит до 30 процентов в отдельных отраслях. Для повышения потенциала нашей экономики стимулирование роста новых рабочих мест в малом и среднем бизнесе невозможно без серьезного реформирования государственного сектора. И прежде всего сложившейся практики распределения ресурсов — как финансовых, так и трудовых. Необходимо отказываться от широкой поддержки за счет средств бюджета нежизнеспособных предприятий. Такая поддержка фактически означает перераспределение средств от успешных предприятий, создающих добавленную стоимость, к тем, кто эту стоимость проедает. А это полностью противоречит логике эффективного функционирования экономики, когда ресурсы должны забираться у тех, кто их использует неэффективно, и направляться в наиболее прибыльные проекты. Отказ от “социальной поддержки” предприятий за счет бюджетных средств и переход к настоящей социальной поддержке людей, занятых на этих реструктурируемых предприятиях, — ключевой момент новой экономической политики.

Повышение эффективности распределения ресурсов, обеспечение равных условий хозяйствования для государственного и частного секторов, освобождение госпредприятий от директивного управления и их переход на рыночные механизмы способны сами по себе обеспечить повышение потенциала экономического роста в три раза.

Главное на этом пути — не превратить механизм господдержки уже малого и среднего бизнеса в тот же инструмент распределения по принципу “все равны, но некоторые равнее”. Советский Союз проиграл экономическое соревнование западным экономикам именно потому, что не сумел обеспечить перехода экономики с рельсов индустриализации на рельсы инновационного развития. Важно понимать, что креативная энергия экономически свободных людей всегда будет давать более эффективные результаты. А чем богаче бизнес, тем выгоднее для государства.

Сергей Чалый, экономист

Минуя острые рифы


Нобелевский лауреат в области экономики Василий Леонтьев удачно сравнил эффективную экономику с яхтой, чьи паруса наполнены ветром частной заинтересованности, а штурвал которой — государственное регулирование. Это образное и в то же время меткое сравнение, например, объясняет, почему корабль по имени СССР, чьи паруса последние десятилетия безжизненно свисали с мачт, безнадежно отстал от конкурентов несмотря на то, что его капитаны напрягались изо всех сил. Образ экономики-яхты позволяет понять и то, почему нынче, когда благодаря напористым частникам от былого штиля не осталось и следа, тот же самый корабль с брошенным на произвол рыночной стихии штурвалом столь бесславно напоролся на рифы пиратского, олигархического капитализма.

Чтобы понять неизбежность случившегося, предлагаю проделать несложный мысленный эксперимент. Представьте, что в стране созданы все условия для совершенной рыночной конкуренции, когда многие миллионы производителей честно, на равных, без помех со стороны государства конкурируют друг с другом. Как известно, конкурентный рынок — это механизм, выявляющий и одаривающий рублем наиболее талантливых бизнесменов. Следовательно, со временем из миллионов предпринимателей на рынке неизбежно останутся сотни тысяч наиболее способных и успешных, остальные же, не выдержав конкуренции, обречены стать наемниками. Победители, сконцентрировав в своих руках капиталы неудачников и благодаря этому получив дополнительное преимущество перед рвущимися на рынок новичками, продолжат сражение друг с другом. В процессе этой борьбы под солнцем неизбежно останутся десятки тысяч, потом тысячи, затем сотни, десятки и наконец единицы самых талантливых и удачливых, сосредоточивших в своих руках всю экономическую власть.

Получается, рыночная экономика, выполнив свое предназначение и разделив общество на наемников и богатых собственников-олигархов, обречена на суицид. И действительно, в условиях, когда отдельные представители бизнеса стали богаче некоторых государств, вряд ли можно всерьез говорить о здоровой конкуренции рынка.

Единственной силой, которая способна помешать описанному выше экономическому расслоению и перерождению рыночной экономики в олигархический монополизм со всеми вытекающими из этого проблемами, является государство. Поэтому об излюбленном лозунге либеральных экономистов: “Государство должно уйти!” пора забыть как о страшном сне. Правительство, стоящее на страже рыночной экономики, конкуренции и социальной стабильности, не просто может, а обязано активно вмешиваться в экономику, принудительно перераспределяя ресурсы от более богатых и преуспевающих в пользу менее успешных и обеспеченных. Именно эта ключевая, нацеленная на сохранение конкурентно-рыночных отношений и социальной стабильности обязанность государства вызывает наибольшее неудовольствие у части наших, скажем прямо, экономически не очень грамотных предпринимателей.

К счастью, в Правительстве понимают, что без стимулирования конкуренции и господдержки предпринимательства рыночные отношения невозможны. И сегодня такая поддержка осуществляется как на уровне специальной госпрограммы и нормативных правовых актов, так и в форме прямой финансовой помощи предпринимателям. В этом году общий объем такой поддержки за счет средств республиканского и местного бюджетов, а также Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей превысит 156,7 миллиарда рублей, а в следующем году запланировано его увеличение до 169,5 миллиарда рублей. 

Естественно, государство в обмен на свои эксклюзивные услуги по сохранению рыночной среды вправе рассчитывать на социальную ответственность бизнеса и его помощь в решении множества общественных проблем. Увы, идеализировать частника и надеяться на добровольную сознательность бизнеса в этом вопросе, как к тому заученно призывают некоторые экономисты, не приходится. “Есть только одна ответственность бизнеса: использовать свои ресурсы и заниматься тем, что увеличивать прибыль”, — писал нобелевский лауреат в области экономики Милтон Фридман. Столь же определенно высказалась по данной проблеме и Financial Times: “Роль компаний — зарабатывать деньги, а не спасать планету!” Поэтому еще одной фундаментальной экономической обязанностью любого государства наряду с поддержкой конкуренции и предпринимательства должно стать настоятельное призвание частного бизнеса к социальной ответственности, то есть к активному участию в решении экономических, экологических, нравственных проблем общества. Без этого человечеству вряд ли удастся миновать острые рифы столь бурно начавшегося XXI века.

Валерий Байнев, доктор экономических наук, профессор
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter