Доказательство от обратного

Почему побеждают противники прививок?
Почему побеждают противники прививок?

И снова о прививках — теме такой болезненной для молодых родителей и такой многострадальной для медиков. Повод имеется: в соседней России запретили использовать несколько серий корейской вакцины от гепатита В. Всех до крайности напугала ситуация во Вьетнаме, где именно на эту вакцину пало подозрение в связи с серьезными побочными реакциями у детей, включая летальные исходы.

Для противников прививок такое известие, что джокер в колоде. Они ведь договорились уже до того, что «оспа ушла только потому, что люди стали чаще мыть руки». Попробуйте–ка задать интернет–поисковику тему «Правда о прививках» — и у вас зарябит в глазах от издевательских ярлыков. Если прививки — то «убийцы», если врачи — то «манипуляторы», если изобретатели вакцин — то «ироды XXI века». И так на десятках, сотнях сайтах и страниц. Неудивительно, что, выступая недавно в Минске по приглашению городского центра гигиены и эпидемиологии, главный врач Московского консультативно–диагностического центра по специфической иммунопрофилактике Валентина Фисенко признала: «Борьбу с противниками прививок мы пока проигрываем». И привела такую цифру: в каждом втором случае свой отказ привить ребенка родители объясняют проще некуда — «ой, боимся!». Хорошо известный медикам парадокс: не прививаясь, человек почему–то всегда уверен, что заболеет кто угодно, но не он, а вот уж боком вакцинация точно выйдет ему одному. Ну как на такой благодатной почве не расцвести слуху об «убийственной» прививке против гепатита В? И не только корейской, и не только во Вьетнаме! Прививке вообще! Иммунизации в целом и в частности! Тем более если у врача нет ни времени, ни, что греха таить, неопровержимой информации, чтобы убеждать в обратном.

Хотя как раз таки доказательная часть у противников прививок слабая. По словам заведующего кафедрой эпидемиологии БГМУ профессора Григория Чистенко, чтобы установить, действительно ли та или иная вакцина имеет побочные эффекты, нужно широкое серьезное исследование. И не одно. Стоимостью 50 — 100 млн. долларов каждое. А проводились ли они последнее время на пространстве СНГ? Нет. Получается, все контраргументы — карточный домик из субъективных наблюдений, не более. «По опыту мы знаем, что если, допустим, ребенок страдает каким–то хроническим заболеванием, то в 8 случаях из 10 мама связывает ухудшение именно с недавней вакцинацией. Хотя любой врач вам скажет: «после прививки» и «от прививки» — разные вещи», — говорит Валентина Фисенко. А вообще, насколько врачи подкованы в этом споре? Нет, конечно, пользы прививок никто не отрицает: эффективность их столь высока, что в особых доказательствах давно не нуждается. Дьявол кроется в деталях. Скажем, по словам Григория Чистенко, не так уж много убедительных доводов, что ревакцинация против туберкулеза эффективна. В Бразилии, где исследованием было охвачено около 350 тысяч детей от 7 до 14 лет, пришли к выводу, что она практически бессмысленна... А знает ли участковый, как убедить пенсионера привиться накануне «гриппозного сезона»? В курсе ли, что ученые доказали: прививка от гриппа уменьшает риск развития пневмонии на 53, а вероятность госпитализации — на 50 процентов? В Великобритании уже, допустим, не сомневаются, что вакцинация от дифтерии, столбняка и коклюша, а также кори, паротита и краснухи ничуть не повышает шансы заболеть поллинозом. Согласитесь, тоже очень приятная новость... «Увы, я пока прихожу к выводу, что иначе как с грустью к доказательной медицине мы пока относиться не можем, — считает Григорий Чистенко. — Еще 20 лет назад лишь 10 — 20 процентов медицинских вмешательств было основано на подтвержденных наукой данных. Сейчас на Западе набирает силу доказательная медицина. У нас же справочники и методические руководства запаздывают на 5 — 10 лет, учебники устаревают уже на момент издания. В лучших медицинских журналах сообщений русскоязычных авторов — менее чем полпроцента. Но чтобы практиковать, как того требует время, врач должен читать нужные статьи в нужное время и вносить коррективы в свою работу».

Есть здесь, по мнению Валентины Фисенко, еще одно противоречие. С одной стороны, к вакцинации подход индивидуальный (раз каждого перед прививкой в обязательном порядке должен осмотреть врач). С другой — огульный, коль скоро в каждой стране существует Национальный календарь прививок. Москвичи нашли компромисс — открыли городской центр по специфической иммунопрофилактике (о, голубая мечта белорусских эпидемиологов!). Для самых сложных, самых «неудобных», самых пытливых пациентов, а их съезжается со всех концов мегаполиса по 700 человек за смену. Прививают там и деток с эпилепсией, и с онкологическими заболеваниями, не говоря уже об аллергиках. И прививают крайне осторожно, несколько раз отслеживая «ответ» организма. Врачи пяти специальностей готовы консультировать малышей и родителей «здесь и сейчас». Причем зачастую родителей очень нервных, из тех противников прививок, которые чуть ли не с ножом у горла стоят: «Вы даете мне гарантию, что с ребенком ничего не случится? Да или нет?» Тут уж действительно десять раз отмерят, прежде чем привьют. Но привьют рано или поздно! Вопрос ведь не в том, нужна ли прививка, а в том, когда ее лучше сделать, чтобы не давать повода для «субъективных наблюдений». А с ним — и козырей для вечных оппонентов.

Подготовила Людмила ГАБАСОВА, «СБ».

Фото РЕЙТЕР.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter