Доказано: чугун крепче стали

Не имеющая аналогов в мире технология может стать союзным брэндом

Не имеющая аналогов в мире технология может стать союзным брэндом


КОРОБКА переключения передач трактора «Кировец» почти наполовину состоит из деталей, произведенных в Могилеве. Сегодня около ста машиностроительных предприятий России используют комплектующие, изготовленные на могилевском заводе по уникальной технологии.


Металлургических производств в мире очень много. И все работают по устоявшейся, в общем–то, схеме. И создать здесь что–то принципиально новое крайне сложно. Но можно! Что и доказали делом могилевские ученые. Еще в конце 90–х прошлого столетия ученые Института технологии металлов Академии наук предлагали для внедрения на предприятиях принципиально новый метод литья. Но отклика со стороны руководителей не нашли. Работать по обкатанной технологии — меньше головной боли...


Поскольку желающих внедрить новшество не нашлось, решили сами создать производство. За это взялся один из авторов ноу–хау Александр Бодяко. Сами проектировали оборудование, заказывали элементы станков на машиностроительных заводах. А потом все монтировали на месте. Так появилось частное научно–производственное предприятие «Технолит», освоившее производство комплектующих для машиностроения: гильзы, втулки, уплотнительные кольца, используемые в двигателях и коробках переключения передач. Самым сложным, однако, оказалось не запустить новое литейное производство, а убедить будущих партнеров, что их изделия превосходят по качеству традиционные. Ведь вместо обычных сталей и бронз Бодяко и его команда решили использовать... чугун. А он, как известно, считается хрупким металлом.


Чтобы развеять сомнения скептиков, Бодяко как–то на одном российском заводе провел необычную презентацию. Взял гильзу, отлитую из чугуна, предварительно заморозил ее в жидком азоте и грохнул о металлическую плиту с высоты метров трех. Говорят, окружающие в тот момент даже зажмурили глаза, представив, как в разные стороны брызнут металлические осколки. Однако деталь лишь подпрыгнула, не получив ни малейшего повреждения. А вот замороженная стальная гильза после удара... развалилась.


И еще — детали из чугуна дешевле стальных и бронзовых в разы. А служить могут гораздо дольше. Когда это поняли машиностроители, у могилевского предприятия появилось множество заказов. В месяц выпускается порядка 800 различных наименований продукции. Основные потребители — более 200 заводов Беларуси, России и Украины. А если это ноу–хау объединить с российскими инвестициями, уникальная технология может стать одним из союзных брендов.


sb_m@mail.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter