В КСУП «21 съезд КПСС» за неуплату отключили свет, а техника простаивает больше месяца

Докатились?

Свет отключили за неуплату, денег на запчасти нет, вот уже больше месяца техника простаивает — и это в сельхозпредприятии, которое в свое время гремело на всю страну

Это была последняя капля, или, точнее, крик души механизатора КСУП «21 съезд КПСС» Речицкого района Сергея Страпушкина, который трудится в хозяйстве более 30 лет:

— Хочу работать, но мой погрузчик на ремонте с середины августа, и вот уже больше месяца я простаиваю. Что мог — отремонтировал собственными силами. А теперь сняли двигатель, коробку передач и отправили в агросервисы Мозыря и Калинковичей, а денег рассчитаться за запчасти у хозяйства нет.

И добавляет:

— Да тут ремонта на одну неделю, и я уже работал бы, а так... За август получил 156 рублей. Как жить?


Когда по заданию редакции выехала на место, честно говоря, была в полном недоумении. Вспомнилось, как много лет назад колхоз «21 съезд КПСС», которым десятилетия руководил легендарный Николай Коваль, гремел на всю страну, показывая лучшие результаты по многим показателям. И если в район приезжали министры, первые лица страны — их везли к Ковалю, зная, что более квалифицированного в своем деле человека не найти. К нему не раз заглядывал и Петр Машеров.

Общалась с Николаем Николаевичем всего раз в жизни, но и той встречи оказалось достаточно, чтобы понять, какой он замечательный человек! Его любили сельчане, уважало руководство района и области, его боялись те, кому противостоял в лихие 90-е. Народ настолько верил Ковалю-старшему, что, когда после его выхода на пенсию, на отчетно-выборном собрании на председательскую должность предложили кандидатуру его сына Владимира Николаевича, люди единогласно отдали за него свои голоса. Знали, что Коваль-младший продолжит дело, начатое отцом: жить и работать во благо людей, которые трудятся на земле.

Прошли годы. Ушел из жизни Николай Коваль — светлый человек, и светлая ему память. Потом колхоз преобразовали в КСУП. Через короткое время «21 съезд КПСС» стал терять лидирующие позиции, и Коваль-младший, который не мог смотреть, как угасает дело всей жизни его отца, ушел работать в соседнее хозяйство. А в «21 съезде КПСС» год от года стали возникать более ощутимые проблемы: то механизаторы зимой сидят без света и тепла, то нет денег на запчасти, а уже вовсю идет посевная…

Почему? В том числе и потому, что в сельхозпредприятии одного за другим меняют директоров. Это, по-моему, самое легкое решение. Поменял директора — считай, принял меры. Но ситуация не улучшается.

Вот и сейчас. Вроде бы, имея немало сельхозугодий и достаточное количество скота (4600 голов КРС, из которых 1500 — дойное стадо), вполне можно рассчитывать на неплохие показатели. И деньги. Однако в сутки КСУП сдает на переработку всего 9 тонн молока. Следовательно, в среднем от коровы получают 6 килограммов в день. Слезы, а не молоко, правда? Да и откуда ему взяться и теперь, и в обозримом будущем. При 9555 гектарах сельхозугодий за летний период здесь заготовили 410 тонн сена, 2000 тонн сенажа и без малого 10 000 тонн кукурузного силоса. И это, повторюсь, на 4500 голов. В хозяйстве 18 силосных траншей, из которых затрамбована только половина. Чем, спрашивается, зимой кормить скот будут?

Зерна в хозяйстве намолотили 9550 тонн при средней урожайности 42 центнера с гектара. Вроде неплохо, есть, наверное, возможность иметь если не деньги, то хотя бы концентраты. Тогда где надои и привесы?

Поговорить с исполняющим обязанности директора КСУП «21 съезд КПСС» Николаем Процыком, недавним начальником управления сельского хозяйства и продовольствия Речицкого райисполкома, не удалось, как оказалось, по уважительной причине. Его заместитель Владимир Ярец отказался что-либо комментировать, понимая, что хвастаться особо нечем. Да и местные труженики о проблемах хозяйства говорят неохотно. Замечают: самые сложные времена, когда зарплату задерживали, а того, что получали, не хватало даже на несколько походов в магазин, как-то пережили. И все-таки главный агроном Сергей Михалко на мои вопросы ответил:

— Живем за счет сдачи молока и мяса. Зерно, которое намолотили в этом году, все ушло на погашение долгов, в счет госзаказа и на КХП для приготовления комбикормов.

Сейчас для сельчан горячая пора — убирают кукурузу на силос, наличие которого в траншеях тесно увязывается с дальнейшим наличием денег в кассе. В «21 съезде КПСС» особого напряжения не ощущается: два комбайна работают, четыре на приколе — не за что ремонтировать. К уборке кукурузы на зерно еще не приступали…

Да и о чем можно говорить, если еще 10 дней назад в мехмастерских и в конторе за неуплату действительно отключили свет. Ремонт техники идет в полумраке, а отчетность по показателям, которая хранится в базе компьютеров, посмотреть нельзя, пока не включат электричество. К слову, по неофициальным данным, это далеко не единственное хозяйство в Речицком районе, где сейчас отключили свет за долги по электроэнергии. А ведь зима впереди…


По словам обратившегося в редакцию «СГ» за помощью Сергея Страпушкина, ситуация в сельхозпредприятии, мягко говоря, сложная и от этого просто болит душа. В колхоз он пришел, считай, сразу со школьной скамьи. Отсюда его провожали в армию, после демобилизации вернулся в родной коллектив. Потому, наблюдая за тем, как разваливается хозяйство, молчать не может. Но просит обязательно написать, что у них в коллективе трудятся люди добрые, хорошие и, несмотря на трудности, оптимистичные. Крутятся, как умеют: содержат подсобные хозяйства и стараются не унывать.

Очень много сделал для родного колхоза Николай Коваль, говорит механизатор, вспоминая бывшего руководителя. Здесь до сих пор работает техника, которая закуплена при нем.

— Видите, «Урал» поехал, — показывает Сергей Александрович. — Да и тракторы есть еще с того времени. У Николая Николаевича было много планов, но осуществить их вместе с сыном он не успел…

Механизатор рассказал, что при Николае Ковале бережно хранилась техника, хотя в других хозяйствах раньше такие машины попросту списывали. Несмотря на отдаленность от райцентра, здесь были очень хорошие дороги, в тот год, когда я была в колхозе, на это было направлено по тем деньгам 250 миллионов собственных средств. Коваль считал: хорошая дорога дает большую экономию горючего и техника дольше служит без поломок. Запчасти дорогие, поэтому в целях экономии их изготавливали сами. Помнится, тогда были хорошие мастерские и отличные специалисты.

В колхозе были токарный и сварочный цехи. При Ковале рабочие много сделали по механизации навозоудаления в коровниках и сараях, где содержали телят на откорме. Сейчас некоторые сараи пустуют и разрушаются. Денег на их реконструкцию тоже нет.

Впечатление от КСУП «21 съезд КПСС» осталось удручающим. Пытаюсь понять, почему же так произошло? Понятно, что и молодежь не остается в таких хозяйствах: нет никаких перспектив — ни работы, ни зарплаты. После школы ребята уезжают в город. Иногда приезжают погостить, увидеть родные места, но надолго никогда не остаются. Из-за такого развала сельхозпредприятий погибают села и деревни, приходит в упадок созданная колхозами и совхозами еще в советское время инфраструктура. О каком будущем можно говорить?

P.S. В день подготовки материала к печати удалось связаться с начальником управления сельского хозяйства и продовольствия Речицкого райисполкома Василием Руденко. Он прокомментировал ситуацию в КСУП «21 съезд КПСС»: прошло совещание у председателя райисполкома, после которого электричество включено во всех хозяйствах, несмотря на задолженность. Посевные агрегаты и кормоуборочные комбайны работают на полях, а другая техника будет отремонтирована по мере поступления запчастей. Денег на их закупку не хватает, потому что КХП еще не рассчитались за поставленное в счет госзаказа зерно.

Получается, у каждого своя правда. Но от этого хозяйства лучше работать не станут и денег на счету не прибавится. А ведь впереди зима…

vakulich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter