Какие резервы для увеличения производства животноводческой и растениеводческой продукции у сельхозпредприятий

Доить меньше 2 тысяч килограммов молока и собирать до 15 центнеров зерна – не стыдно «хозяину»

На итоговой коллегии Минсельхозпрода немало говорилось о  необходимости повышения производительности труда, снижении себестоимости продукции, освоении новых рынков сбыта и наращивании экспортного потенциала. Резервов для этого немало. Они, к примеру, в том, что примерно 30—35 процентов сельхозпредприятий дают 60—65 процентов всей выручки и 70 процентов  прибыли. А остальные? Это тот огромнейший потенциал, задействовав который можно значительно улучшить ситуацию в отрасли. Если, конечно, сделать «перезагрузку» планов, действий, технологий, если работать с учетом требований Указа Президента о повышении эффективности социально-экономического комплекса страны. 

Зачем, скажите, держать коров с годовой продуктивностью менее 2 тысяч килограммов молока? Они не оправдывают расходы даже на свое содержание. Кто-нибудь в личном хозяйстве держал бы такую? Сельхозпредприятия держат. Для никому не нужной статистики и сохранения поголовья. Что здесь от реальной экономики, в чем выгода? Совсем наоборот. За прошлый год, например, из 1291 сельхозпредприятия, которые имеют молочное стадо, менее двух тысяч килограммов молока от коровы надоили 11. 6 из них приходятся на столичную область, 3 — на Витебскую. От 2000 до 2599  килограммов молока получили в  58 сельхозорганизациях, от 2600 до 2999 — в 86 и от 3000 до 3500 — в 165 хозяйствах. Более 70 районов не вышли на среднереспубликанский уровень продуктивности.

И это ведь не просто убийственные, как принято говорить, цифры. Это миллиарды рублей недополученной прибыли и возникающий из-за этого шлейф экономических и социальных проблем.

Прошлогодний недобор зерновых, картофеля, сахарной свеклы, другой растениеводческой продукции часто связывают с неблагоприятными погодными условиями. Этого, как говорится, не отнять. Как и того, что некоторые хозяйства не внесли в нужном количестве минеральных удобрений, не выдерживали технологических требований во время сева, ухода за посевами. Под прошлогодний урожай использовано только 1102 тысячи тонн действующего вещества минеральных удобрений, или 63 процента от потребности. Плюс нарушения технологии, погодный фактор. Все это бесследно не прошло. Из 1376 хозяйств, которые выращивали зерновые и зернобобовые, у 13 урожайность оказалась менее 15 центнеров с гектара, 80 получили от 15,1 до 20 центнеров, от 21,1 до 25 — 184 хозяйства. Около 80 организаций, или 15,7 процента, что выращивали картофель, получили с гектара менее 100 центнеров клубней.

За последние пять лет по разным причинам сельхозпредприятия недополучили примерно 11 миллионов тонн зерна, 6 миллионов тонн картофеля, 68 тысяч тонн льноволокна, немало овощей, рапса. Упущенная выгода оценивается примерно в 10 миллиардов долларов. Поэтому прежде чем пенять на дефицит денег, нужно посмотреть, насколько задействованы внутренние резервы, за счет чего можно повысить отдачу полей и ферм. 

А начать надо с самого простого. С того, о чем сто раз говорено, что все прекрасно знают. Это инициатива и эффективная работа руководителей предприятий, системные и лучше, чем сейчас, продуманные меры, предпринимаемые вертикалью власти по повышению производительности труда, финансовому оздоровлению сельхозорганизаций и так далее. Тем, кто думает, что все это в очередной раз окажется благими пожеланиями и намерениями, советую внимательно перечитать президентский Указ № 78. Те строки, где говорится о том, как теперь будет оцениваться работа руководителей и специалистов. Так что если кто-то рассчитывает и дальше винить во всех технологических грехах погоду, то совершенно зря. Чревато. 

zybulko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter