Иметь современные доильные залы и экономить на их обслуживании недальновидно, если не сказать больше

Доильные залы затратно экономят на сервисе

Задача номер один, и это не обсуждается, для республиканского объединения «Белагросервис» — выполнить поручение  Президента и восстановить былую славу системы агросервисов. Одним из стратегических направлений деятельности должно стать восстановление объемов сервисного обслуживания доильного и холодильного оборудования на молочно-товарных комплексах и фермах.



Генеральный директор РО «Белагросервис» Анатолий Уласевич считает, что эта проблема в целом по стране стоит гораздо серьезнее, чем может показаться на первый взгляд:

— Тенденция последних десяти лет неутешительная. Сервисом доильного оборудования в стране занимаются 113 субъектов хозяйствования, наших предприятий только 40. Остальные — непосредственно производители оборудования или их дилеры, сторонние организации, молочные комбинаты, частные структуры. Даже некоторые хозяйства взялись за эти работы самостоятельно, хотя не всегда квалификация доморощенных мастеров позволяет полноценно обслуживать наисложнейшее оборудование, которое требует внимания настоящих экспертов.

Доля работ по обслуживанию доильных залов в выручке всех предприятий системы агросервиса сегодня менее 2 процентов. На их попечении всего 680 из 2093 доильных залов. И задачу вернуть этот сегмент рынка можно считать двуединой — с одной стороны, важно обеспечить фронт работ для своих мастеров, с другой — в реальных условиях восстановить четкий регламент самого сервиса. Но важно разработать логичную и дальновидную стратегию.

Не секрет, что самый, пожалуй, болезненный в отношениях сервисных служб и сельхозпроизводителей вопрос — задолженность последних. Потому в глазах руководителей предприятий агросервиса новые объемы и новые клиенты — это и новая головная боль по поводу новых цифр дебиторской задолженности. Она, кстати, составляет по стране 14 миллионов рублей.

Вот еще один существенный момент. Если для коммерсантов главное — заработать деньги, то предприятия «Белагросервиса» завязаны на конечный результат работы АПК. Безусловно, и те, и другие становятся заложниками неплатежеспособности многих сельхозпроизводителей. Но если частник сразу отказывается от сотрудничества в случаях неуплаты, то агросервисы продолжают работать в долг. А в случаях хронической неуплаты ищут дополнительные возможности взаиморасчетов через тройные договоры с переработчиками молока и мяса и т. д. При этом зачастую берут на себя не только техническую сторону, но и включаются в просветительскую работу, убеждая недальновидных работников сельхозпредприятий, что на авось современное сложное оборудование не работает. Что в случае значительной просрочки планового ТО начинают выходить из строя целые узлы, а некачественно работающее доильное оборудование приводит к заболеванию животных и непроизводственному их выбытию.

Результат подобной не совсем здоровой конкуренции плачевный — до 35 процентов доильных залов оказались вне системы сервисного обслуживания. А это прямой путь к дальнейшей потере продуктивности дойного стада. Из-за несоблюдения графиков ТО многим хозяйствам, которые хотят полноценно производить молоко, приходится вкладывать большие деньги в восстановление оборудования. Обслуживание доильного зала, в зависимости от производителя, обходится от 5 до 12 тысяч рублей.

Речь не об успешных сельхозпредприятиях, которые потому и успешны, что четко соблюдают технологии на каждом этапе и кровно заинтересованы в соблюдении всех технических регламентов. У них налажено сотрудничество с сервисными службами чаще всего самих производителей, которые не только ведают заменой запасных частей, но и остаются владельцами программного обеспечения, подготовлены собственные мастера, которые блюдут порядок в доильных залах. Сервисники, в свою очередь, очень ценят партнерство с исправными плательщиками и в этих случаях на здоровой коммерческой основе очень внимательны к своим клиентам.

Так, к примеру, в ОАО «Рассвет имени К. П. Орловского» Кировского района с молоком не шутят и каждый год по итогам тендера заключают договоры с официальными представителями фирм — производителей молочного оборудования. Такого масштаба предприятия умеют считать деньги, поэтому собственный инженер по трудоемким процессам дважды в год повышает квалификацию на курсах по обслуживанию доильного оборудования при БНТУ. По словам главного зоотехника хозяйства Юлии Красевой, другого варианта они не рассматривают:

— Экономить на обслуживании доильных залов — это очень большой риск. К тому же наш новый МТК еще на гарантии. У официальных представителей мы получаем фирменные запасные части с гарантией на них. Они работают очень четко, доступны в любое время дня и ночи для любого нашего специалиста. Помимо технического обслуживания, высококлассные специалисты оказывают консультационную помощь в вопросах кормления, качества молока. Мы уже год работаем с ними на МТК в Мышковичах, и уровень соматики молока с тех пор остается стабильным. В прошлом году на техническое обслуживание планировали 35 тысяч рублей, израсходовали же только 16 тысяч. То есть наши партнеры-сервисники не пытаются сорвать максимальный доход, а сотрудничают честно и добросовестно. Ведь из этого складывается их репутация.

Крепкие хозяйства — это определенный сегмент рынка технического сервиса. И предприятия государственной системы агросервиса находятся в разных весовых категориях с официальными представителями производителей доильного оборудования и в конкуренцию не вступают. Их контингент — хозяйства-середнячки, а в первую очередь сельхозпредприятия со слабой экономикой. Именно на них охотятся недобросовестные фирмы-однодневки, подвизающиеся на сервисном обслуживании, которых и собирается вытеснить государственная служба «Белагросервиса», взяв на себя непростую задачу.

Важно рассмотреть ситуацию именно в этом проблемном ракурсе. Слабые и неплатежеспособные предприятия не нужны как гигантам молочной индустрии, так в итоге и коммерсантам-кустарям, которые не собираются по-настоящему сопровождать работу доильных залов и становиться надежным  партнером в производстве.

 На эту тему на местах говорят неохотно и практически не дают комментариев — очень уж болезненный вопрос. Анонимно многие рассказывают о том, что у тех, кто решил сэкономить на ТО с непроверенными партнерами, на контрафактных запчастях может оказаться фирменной лишь наклейка, чаще всего не идет речи о гарантиях, а уж о круглосуточной взаимосвязи — тем более. Тут уж точно скупой платит дважды.

Тем не менее многие сельхозпредприятия области уже долгие годы остаются партнерами могилевского ОАО «Агромашсервис». Например, в Чаусском районе все 11 обслуживаются именно здесь. Начальник управления по сельскому хозяйству и продовольствию Чаусского райисполкома Александр Пуховский считает это многолетнее партнерство весьма продуктивным:

— Наши сельхозпредприятия, говоря без прикрас, не входят в число гигантов сельхозпроизводства. Обслуживание от «Агромашсервиса» для нас оптимальный вариант. Он так же, как ведущие фирменные сервисы, доступен в любое время суток, готов помочь в форс-мажорной ситуации. Камнем преткновения остается оплата услуг, и из-за этого не сразу агросервисы могут приобретать запасные части. Но на этот счет есть трехсторонние договоры с участием перерабатывающих предприятий. Больших долгов мы в районе не накапливаем, и каждый старается добросовестно выполнять свои обязательства.

В области, например, на начало мая 62 доильных зала из 277 остались без экспертного сервиса, в целом по стране бесхозными остаются 357. Чаще всего причина — неплатежеспособность сельхозпредприятий. Для коммерческих структур это решающий аргумент. В отличие от них предприятия государственного агросервиса кровно заинтересованы в результатах работы аграриев как единой системы.

Генеральный директор ОАО «Управляющая компания холдинга «Агромашсервис» Александр Лось видит новые подходы в системе обслуживания доильного оборудования именно в четком и даже силовом соблюдении регламентов:

— Главный принцип новой формы технического обслуживания, которую сейчас заново разрабатывают агросервисы, в том, что мотивация здесь не заявки сельхозпредприятий, многие из которых из-за отсутствия денег и, будем говорить прямо, профессиональной недальновидности пытаются экономить на плановом обслуживании доильного оборудования. Критерий технического благополучия любого сложного оборудования — периодичность проведения обслуживания. Мы его выстраиваем и, можно даже сказать, вынуждены навязывать его хозяйствам, которые из-за ложной стратегии экономии загоняют себя в зону риска. Хотя в идеале это они должны бить тревогу при любом сбое. Четкий график отслеживают наши специалисты, знают, когда подходит время очередного сервисного обслуживания, и ставят предприятия перед фактом.

Сейчас в Могилевской области создано 5 зональных сервисных центров, где работают 24 обученных квалифицированных специалиста с высшим инженерным образованием, которые постоянно повышают квалификацию и регулярно проходят обучение в сервисных центрах заводов-производителей и на базе технического университета в Минске. Специальные автомобили обеспечены необходимым диагностическим и ремонтным оборудованием, на складах холдинга оптимальный спектр запасных частей. Узкая специализация — это основной принцип работы с техникой повышенной сложности.

В современном сельхозпроизводстве главным слагаемым успеха становится уровень технической оснащенности. Без мощной техники планку нынешнего промышленного сельхозпроизводства не взять. Но по-прежнему ставка не на железо, а на специалистов, которые его обслуживают. Профессиональный уровень специалистов самого разного технического профиля — это главный капитал агросервисов страны. Только не всегда услуги этих экспертов в сфере сельхозтехники востребованы, даже несмотря на то, что успех молочного производства на четверть зависит от работы доильного оборудования.

Диана ГАРАНИНОВА

garaninova@sb.by

Фото БЕЛТА

В ТЕМУ

Бонусы за дисциплину


Указом № 236 от 12 июня 2019 года предусмотрены меры по стабилизации финансового положения республиканского объединения «Белагросервис».

Этой организации, обслуживающей сельское хозяйство, на 2 года отложено погашение просроченной задолженности, образовавшейся на 1 июня 2019 года по бюджетным ссудам и возмещению платежей, произведенных за счет средств республиканского бюджета в соответствии с гарантиями Правительства. После такой передышки, как говорят производственники и финансисты, глотка свежего воздуха, с долгами надо будет рассчитаться за 5 лет.

Предусмотрены и своеобразные бонусы за соблюдение финансовой дисциплины. Вводится отсрочка на 7 лет погашения задолженности по процентам и пеням. При своевременной уплате текущих платежей она списывается на 50 процентов — по истечении 4,5 года, оставшаяся — 7 лет. Если основной долг будет возвращаться с нарушением сроков, проценты и пени придется платить полностью.

Посетители некоторых интернет-порталов, не разобравшись, в чем дело, и не имея никакого представления о работе АПК, стали помещать язвительные комментарии. Мол, РО «Белагросервис» набрало финансовых обязательств, потратило деньги неизвестно куда, а теперь просит помощи у государства. На самом деле это преимущественно долги по лизинговым платежам, которые своевременно обслуживающей организации не отдают хозяйства. Так что, идя на такой шаг, государство помогает сельхозпроизводителям.

Да, в идеале все должны вовремя платить по счетам. Но так не всегда получается. И не только у наших предприятий АПК. Во всем мире это рискованная отрасль. Средства вкладываются под максимально возможный урожай. Но погода вносит коррективы. То засушит, то зальет. Неизбежны потери сначала продукции, а затем и денег. Поэтому государства поддерживают своих сельхозпроизводителей, в том числе и внепланово. Чтобы сохранить продовольственную безопасность, которая нужна прежде всего горожанам. Так что благодарить надо за помощь, а не ерничать.

Кстати, указом предусмотрены и меры, дисциплинирующие поступление денег из хозяйств. На специальный счет РО «Белагросервис» переработчики сельхозпродукции будут перечислять 3 процента от сумм, причитающихся организациям-лизингополучателям за отгруженное ими сырье. Он открывается в банке независимо от постановлений о приостановлении операций по счетам РО «Бел-агросервис» и наложения арестов. На него не распространяются подобные действия и в дальнейшем.

Надо обязательно подчеркнуть: долги государство не списывает. Их все равно придется возвращать. Просто применяется принятый во всем мире в подобных ситуациях подход под названием «реструктуризация».

Василий ГЕДРОЙЦ


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter