Договор дороже прибыли

Почему цена квадратного метра в ходе строительства должна оставаться неизменной

Почему цена квадратного метра в ходе строительства должна оставаться неизменной

ОАО “Строительный трест № 8” является одним из ведущих предприятий как на Брестчине, так и в стране. На рынке строительных услуг он 57-й год. За это время многое изменилось. Как в эпоху свободной конкуренции тресту удается не просто держаться на плаву, но и набирать обороты? Сколько должен стоить квадратный метр? Как удержать высокопрофессиональных специалистов? Своими рассуждениями о положении дел в отрасли делится с читателями “НГ” генеральный директор ОАО “Строительный трест № 8” Михаил ВОДЧИЦ.

О госзаказе и поиске инвесторов

Еще пять — семь лет назад наш строительный трест № 8 более 90 процентов объемов строительно-монтажных работ выполнял по линии госзаказа, и голова болела только о том, как его выполнить, и никто практически не занимался поиском других заказов. Была проведена глубокая модернизация нашей строительной организации: освоены новые технологии, прошло техперевооружение.

К нашему стройтресту были присоединены пять организаций, из которых три являлись практически банкротами. Численность работающих возросла до пяти тысяч человек. Это потребовало значительных сил в поисках эффективной загрузки всего коллектива. Считаю, что мы с этим справились и обеспечили своих строителей необходимыми объемами строительно-монтажных работ и достойным заработком.

В настоящее время доля госзаказа составляет менее 50 процентов. Но мы не сидим в ожидании того, что он увеличится, а сами ведем активный поиск заказчиков и инвесторов. Работаем по всей стране — в Минске, Островце на строительстве первой белорусской атомной станции, Новополоцке, успешно завершили строительство двух цементных заводов в Кричеве и Красносельске. Наши строители задействованы в Туркменистане на возведении крупнейшего в регионе Гарлыкского горно-обогатительного комбината по добыче калийных удобрений и в России — в Москве, Калининграде, Норильске.

О планировании

Мне кажется, надо вернуться к двухлетнему планированию. Это даст возможность реально сбалансировать госзаказ, заняться поиском других платежеспособных заказчиков, в том числе и за рубежом, чтобы полностью, с учетом роста использовать существующие производственные мощности предприятия не только на текущий период, но и на перспективу.

Нынешняя система параллельного проектирования и строительства кроме удорожания ничего не дает. Проектная рабочая документация рождается во время строительства, и мы, как говорится, строим с “листа”. Да и она является, мягко говоря, сырой. Я не говорю о наличии ошибок и упущений в проектной документации, хотя и их хватает.

Минимум на два года нужно планировать все крупные проекты. А не так, как у нас зачастую бывает: кому-то взбрело в голову и давайте будем строить. Это же серьезный вопрос: хватит ли мощностей, финансирования, успеем ли подвести коммуникации, определиться с массой других моментов.

В той же Германии планирование очень жесткое, но если принято решение, оно безукоризненно выполняется. Не дай Бог от него отступить.

О ценообразовании

Я вполне разделяю требование Президента страны, высказанное в конце прошлого года на совещании по проблемам в строительной отрасли, о том, что необходимо разработать и утвердить типовой договор, который должен заключаться между гражданами и застройщиками при строительстве жилья.

В этом договоре в обязательном порядке следует предусмотреть жесткие обязательства сторон по финансированию, срокам и качеству строительства. И в каждом договоре между подрядчиком и заказчиком должна быть четко обозначена контрактная цена. Так работает весь мир, и нам не надо этого бояться. Да, первое время строители будут возмущаться, но потом привыкнут. Сейчас зачастую происходит так: договорились, что стоимость дома будет, к примеру, 20 миллиардов. А она в итоге может быть и 25, и 30... Так нельзя. Заказчик должен четко представлять и понимать на что ему рассчитывать. Все должно быть прозрачно.

Одним из недостатков существующей системы ценообразования в строительстве является отсутствие укрупненных ценовых характеристик одного квадратного метра (торгового объекта, сооружений здравоохранения, спортивных комплексов, гостиниц и т. д.). Это не позволяет оперативно оценить стоимость контракта.

Применение же договорных (контрактных) цен, неизменных на протяжении всего периода строительства, дает возможность заказчику, да и бюджету планировать свои финансовые расходы на реализацию бизнес-проектов.

Об экспорте услуг

Несколько лет назад мы пришли к выводу, что надо работать в России. И создали два своих филиала в Москве и Калининграде. Буквально за год в Калининградской области построили крупный комбикормовый завод, в Норильске сдали в эксплуатацию детский сад, продолжаем работать в Москве — строим культурно-деловой центр Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации. Но более четко организовать работу в России мешает ряд проблем, которые надо решать на межправительственном уровне. Среди них разные условия налогообложения. Кроме того, не решен вопрос социальной защищенности белорусских рабочих при потере трудоспособности, хотя российские граждане на территории нашей страны защищены. Возникают огромные проблемы при ввозе и регистрации на территории России строительной техники. Белорусской организации практически невозможно выступить генеральным подрядчиком при строительстве объектов на территории России, так как одним из условий при строительстве объектов по госзаказу является единовременное внесение денежного залога: для участия в торгах — в размере пяти процентов от стоимости объекта, при победе в торгах — 30 процентов.
Наши проектировщики, ИТР, рабочие обладают высоким профессиональным и техническим потенциалом, пользуются уважением в России. И, убрав препоны и преграды, можно максимально использовать этот потенциал для эффективной работы в соседнем государстве.

О проблеме закрепления кадров

Основное пополнение рабочих кадров в стройтресте № 8 — это выпускники строительных лицея и колледжа. На их образование затрачиваются значительные государственные средства. Законом об образовании Республики Беларусь определена обязательная отработка после окончания обучения. Но есть еще Закон о воинской обязанности и воинской службе граждан Республики Беларусь. Молодые люди, поработав три-четыре месяца, призываются на военную службу, и лишь 25—30 процентов из них возвращаются назад в трудовой коллектив. В то же время, как показала практика, люди, проработавшие на стройплощадках 2—2,5 года, почти на 80 процентов остаются в коллективе.

Мне кажется, что после срочной службы в армии надо возвращать молодых специалистов на предприятия, чтобы они отработали хотя бы год-полтора, а там жизнь покажет.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter